«НАТО не делает вещей, в которых заинтересована Украина - рабочие места, экономическое развитие, безвизовый режим - то, о чем беспокоятся нормальные люди. НАТО - это когда вы решаете для страховочной политики защитить то, что у вас есть. Но у вас нет ничего - зачем вам нужна страховка? С НАТО Украине сейчас нечего обсуждать», - такое мнение высказал в Брюсселе в интервью украинским журналистам глава комитета США по НАТО Брюс Джексон накануне президентских выборов. Изменилось ли что-нибудь для Украины сегодня?
«Проблемы Украины - в ее нестабильности. Это - не проблемы безопасности. Никто в здравом уме не будет военным образом атаковать Украину - у нее нет внешних врагов. Есть политические трудности. Но самая большая опасность для Украины - сама Украина, по причине политической нестабильности. НАТО не занимается политическими нестабильностями», - так поясняют свою позицию в отношении нашего государства иностранные эксперты.
Напомним, ранее НАТО отказало Украине во вступлении в состав организации, несмотря на все усилия, предпринимаемые в этом направлении бывшим Президентом Виктором Ющенко и администрацией Президента США Джорджа Буша. Взамен НАТО учредило для нашей страны годовую национальную программу. Сегодня главным «адвокатом» Украины в Европе по вопросам евроинтеграции и НАТО является Польша. Именно в этой стране организуется больше всего различных ознакомительных визитов, семинаров, лекций и тренингов для украинских госслужащих, бизнесменов, учителей, журналистов — тех, кто должен нести информацию дальше. Один из таких визитов в г.Краков был организован в июне для представителей СМИ восточного региона. В составе делегации также были журналисты из Луганска и Северодонецка. Организаторами встречи выступили: Институт стратегических студий (Краков, Польша), Общественная лига УКРАИНА-НАТО (Киев, Украина) и Атлантический совет Украины (Киев, Украина). Основной целью проекта стало «повышение осведомленности гражданского общества Украины в вопросах Североатлантического договора».
Главный вопрос, который задали журналисты представителю Института международных политических исследований — зачем Украина нужна НАТО? Ответ специалиста был вполне логичным: «Чтобы расширить зону безопасности в Европе. Любой путь — это самостоятельный выбор Украины. И Украина, и НАТО будут существовать в любом случае, независимо от сделанного выбора». Для стран-кандидатов существуют четкие условия вступления в Северо-атлантический альянс: контроль общества над армией, полная свобода торговли и демократизация общества. Кроме того, у страны-кандидата не должно быть внутренних конфликтов и проблем с соседними государствами.
Во время очередной встречи организаторов с украинскими делегатами Паулина Гас — Директор Института стратегических студий — рассказала, что сама закончила журфак в родном Кракове. Уже тогда она активно интересовалась общественной жизнью. На последнем курсе Паулина Гас получила специальную стипендию и право шестимесячной стажировки в Лондоне. После этой поездки жизнь в Польше показалась ей серой и унылой, но в тоже время эта поездка дала толчок к волонтерской работе, - Паулина стала искать возможности развивать отношения с коллегами и реализовывать проекты, в которых уже Польша стала делиться своим опытом.
Главные опасения о НАТО в реальности оказались мифами, которые развеивались по мере поступления информации. Например, для многих, неосведомленных в этом вопросе людей, стал открытием тот факт, что НАТО не имеет собственных войск: все решения принимаются политическим органом. Стереотип о постоянных военных операциях удалось преодолеть благодаря открытости самого альянса. Чем же на самом деле занимается НАТО: прежде всего — это политические консультации о прогнозирование возможных угроз. Для рассмотрения этих вопросов представители США, Канады и Европы буквально собираются за одним столом. Кроме этого отряды альянса выполняют доставку гуманитарных грузов; патрулируют опасные районы в море; оказывают помощь мирному населению при техногенных и других катастрофах.
Оправдались ли надежды поляков после вступления их страны в НАТО и ЕС? - на этот вопрос каждый может ответить по-своему. Однозначно в лучшую сторону изменилось мнение самих жителей о своей родине: Паулина рассказывает, что исчезло ощущение безысходности, чувство того, что ничего невозможно изменить; разрушился стереотип что от простых людей ничего не зависит. Осталось чувство, что нужна последовательность в действиях. Кроме того, полякам стало значительно легче осуществлять личные и деловые поездки — как организационно (в плане виз), так и финансово!
Представитель Хельсинского Фонда по правам человека в г.Варшаве — Божена Хмелевска — на встрече с журналистами отметила, что нарушения прав человека есть во всех странах мира. Разница лишь в масштабах и жестокости! Например, если высокоразвитые страны беспокоятся о доступном и качественном медицинском обслуживании заключенных, то у нас многие обычные люди не имеют доступа к качественной медицине: из-за бедности, по причине проживания в глухом селе и т.д. А незащищенными людьми очень легко манипулировать, - ведь их потребности сведены к минимуму.
Вместе с тем стоит заметить, что преимущественное большинство поляков крайне недовольны существующей системой государственного здравоохранения! В качестве аргументов приводились такие примеры: ожидать приема узкого специалиста (кардиолога, дерматолога и т.д.) приходится по три месяца. За это время пациент может просто умереть, не говоря уже об осложнениях. Врачей в стране катастрофически не хватает. Люди считают, что проводившиеся реформы в этой сфере абсолютно ничего не изменили.
А вот последствия вступления Польши в НАТО, как оказалось, практически не анализировали. Зато отмечают, что после вступления Польши в ЕС произошли изменения в законодательстве, которое затрагивает все сферы жизни: образование, предпринимательскую деятельность, земельные вопросы. То есть эти конкретные изменения прочувствовал практически каждый гражданин. До этого была проведена общенациональная информационная кампания, в которой мог принять участие - высказать свое мнение или критику - любой житель. Кампания «за и против» длилась целый год — мнения все время менялись, но чем больше узнавали простые жители о ЕС, тем активнее вступали в диалог. Самая главная цель — заинтересовать поляков этими вопросами — была достигнута!
Краковский Институт Стратегических Студий в этот период издал книгу «Сто причин для не вступления Польши в НАТО», которая пользовалась огромным успехом у читателей любого круга. В этом уникальном издании каждому из ста аргументов была отведена одна страница, где приводились стереотипы, аргументы и мнения различных экспертов. Зачастую в роли экспертов выступали обычные люди, которые имеют авторитет в обществе — священники, научные работники, экономисты — но только не политики! Кроме того для населения была открыта телефонная линия доверия: любой дозвонившийся мог задать вопрос по ЕС и НАТО тем, кого считал авторитетом — врачам, юристам, военным. А ответы этих людей публиковались в газете. Позже, проанализировав все поступившие вопросы, выявили, что волнует поляков больше всего. Как оказалось, многие фермеры серьезно боялись, что после открытия границ немцы свободно выкупят земли, которые раньше принадлежали Германии. Товаропроизводители опасались, что страну наводнят импортные, более качественные товары, и отечественный рынок не выдержит конкуренции. Рабочих волновала проблема безработицы, которая могла усугубиться из-за предполагаемой волны рабочих эмигрантов, нашедших в чужой стране лучшие условия. Но самый серьезный страх вызывала неясность будущего: как быть, если однажды открыв окно мы увидим другую, чужую Польшу, и наша привычная страна после различных вмешательств Брюсселя потеряет свое лицо! Итак, Польша – член НАТО с 1999 года, в ЕС она вступила пятью годами позже. Никто не знает, какой была бы эта страна, если бы выбрала иной курс.
Сегодня, по прошествии нескольких лет поляки утверждают: евроинтеграция — это очень длительный процесс, который в их стране продолжается до сих пор. Ничего не меняется вдруг! Самые главные изменения произошли в сознании людей.