29.08.2014, 19:21

Обоснованная цена на бензин в Украине составляет 1 евро - эксперт

Настя Миловидова | Все новости автора

Стоимость бензина за последний год выросла на 50%. Основная причина - падение гривны. Механизмов для сдерживания цен на бензин в условиях девальвации гривны в Украине практически нет. Цена самого ходового в Украине бензина А 95 достигла отметки 16,79 грн/л. Месяц назад этот же бензин обходился в 15 грн/л, а год назад – в 10,75 грн/л. Таким образом, стоимость топлива за последние 12 месяцев выросла на 50%, пишет ]]>nvua.net]]>.

Основная причина роста цены бензина – девальвация гривны, поскольку нефтепродукты традиционно наиболее чувствительны к курсовым колебаниям.<

По словам директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, последние несколько лет цена литра бензина в Украине составляла примерно 1 евро, и именно эта отметка является, по его словам, наиболее экономически обоснованной.

"Цена бензина состоит из: 55% - закупочная цена, 35% - налоги и 10% - прибыль АЗС плюс расходы", - говорит Куюн.

В последние полгода в процесс ценообразования дополнительно включился курсовой фактор. Из-за девальвации гривны за последние 12 месяцев цена бензина выросла вполовину. Сама гривна за этот период девальвировала на 74%.

По словам Куюна, это привело к тому, что стоимость литра бензина сегодня составляет даже меньше 1 евро.

"По моим подсчетам, средняя цена топлива составляет 0,92 евро. Трейдеры пытаются удержать потребителя", - поясняет он. По словам эксперта, из-за роста цены бензина в рознице его продажи, начиная с мая, ежемесячно падают на 20%. По итогам августа падение может составить все 25%.

При этом весьма значительная часть водителей переориентируются с традиционного бензина на другие виды топлива – газ и дизель.

Одним из способов удерживать цену бензина на прежнем уровне считается создание запаса бензина в момент, когда гривна укрепляется. Однако в Украине к нему прибегают редко, больших запасов украинские АЗС сегодня не делают.

"Делать большие запасы – накладно, поскольку нужно платить за хранение топлива, закупать его, скорее всего, за кредитные деньги, либо же замораживать свои на длительный срок. А это огромная сумма, поэтому полученный таким образом запас в итоге будет очень дорого стоить", - говорит Куюн.

Одним из способов удерживать цену бензина на прежнем уровне считается создание запаса бензина в момент, когда гривна укрепляется. Однако в Украине к нему прибегают редко

В Европе созданием крупных запасов топлива занимается государство либо же обязывает выделять 10% приобретенного топлива самих трейдеров. Норматив на хранение топлива составляет порядка трех месяцев, и за неизменностью уровня запаса пристально следят уполномоченные органы.

"Если бы подобный механизм был разработан в Украине, это могло бы защитить от необходимости увеличивать цену в моменты валютных скачков", - говорит Куюн.

Предпосылки для подобного механизма в Украине лишь начинают создаваться – в рамках синхронизации украинского законодательства с европейским. Представители Еврокомиссии совместно с украинскими чиновниками пытаются вывести максимально эффективную схему такого формата для Украины.

"В целом, у нас как у страны, имеющей очень мало своей нефтепереработки, это наше очень уязвимое место. Поскольку все работают "с колес" и не создают запасов, весьма велика вероятность перебоев в случае форс-мажоров. Поэтому подобный стратегический запас в 7-10 дней был бы очень кстати", - говорит Куюн.

Еще одним аспектом роста цен на бензин являются спекуляции – когда на фоне долларовых скачков трейдеры повышают цену необоснованно либо закладывают в нее стоимость будущих рисков.

"Если трейдер понимает, что доллар будет расти и дальше, то он заложит дополнительные 1-2 грн в стоимость литра бензина. Делается это для того, чтобы иметь возможность приобрести прежний объем топлива, но по уже новым ценам", - поясняет Куюн.

Перед трейдерами сегодня стоит выбор – либо удерживать цены на прежнем уровне, но работать ниже рентабельности, либо закладывать в цену риски, поскольку получить кредит в банке сегодня сложно.

"На этом рынке все хотят продавать, а не простаивать из-за чрезмерно завышенной цены. Можно "уйти в космос" по цене, но ведь тогда у тебя ничего не купят, а купят у конкурента, установившего цену с оглядкой на рынок", - говорит Куюн.

Теги новостей: