23.12.2013, 19:21

В Украине продолжается рост розничного товарооборота

Ольга Станішевська | Все новости автора

Государственная служба статистики Украины (Госстат) обнародовала данные о розничном товарообороте за январь–ноябрь текущего года. Так, по данным ведомства, оборот розничной торговли составил 793,7 млрд. грн.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года он вырос на 9,2%. За 11 месяцев 2012 года, по сравнению с тем же периодом 2011 года, оборот вырос на 15,7%. В частности, оборот ресторанного хозяйства (с учетом оборота физических лиц-предпринимателей) составил 22 млрд. грн. (рост по сравнению с январем–ноябрем 2012 года — 1,1%).<

По мнению экономических аналитиков, эти данные отражают положительные тенденции, происходящие в украинской экономике. Рост оборота розничной торговли отражает рост реальных доходов населения. При этом аналитики признают, что частично столь значительный рост товарооборота отражает также детенизацию розничной торговли. Все большая его часть приходится на организованные торговые заведения. Население привыкает к приобретению товаров в торговых сетях, в которых контроль за качеством и сроком годности товаров налажен значительно лучше, нежели в неофициальных или полуофициальных торговых заведениях. В них покупатели могут выиграть в цене, но у них нет гарантий по качеству товаров, подчеркивают эксперты Министерства экономического развития и торговли Украины.
Анализируя структуру розничного товарооборота, аналитики отмечают, что продовольственные товары составляют порядка 40% от общего розничного товарооборота. При этом доля продовольственных товаров, реализуемых в торговых сетях, по итогам 2012 года составляет 37,1%.
Эксперты отмечают, что население в целом доверяет продовольственным товарам, произведенным отечественными товаропроизводителями. По итогам 2012 года более 85% продовольственных товаров, проданных в розничной торговле, были украинского происхождения. По мнению аналитиков, это достаточно высокий уровень, который указывает на продовольственную безопасность страны.
В то же время, если речь идет о розничной продаже непродовольственных товаров, то доля отечественных производителей постоянно сокращается. По сравнению с 2005 годом, в 2012 году их доля сократилась с 57,6% до 41,9%.
По мнению экспертов, из этих данных не следует делать однозначный вывод о том, что отечественные производители теряют свои позиции. В условиях значительного роста доходов населения существенно расширяется спектр товаров, которые они приобретают. Удовлетворение этого спроса, по естественным причинам, обеспечивается за счет импорта, подчеркивают аналитики.