17.11.2012, 14:14

Концентрация ресурсов на обновление парка локомотивов остается приоритетом на 2013 год

Обновление парка локомотивов - приоритетная задача и на 2013 год. Вследствие дефицита средств темпы старения локомотивного парка железных дорог Украины значительно превышают темпы приобретения новых современных образцов тягового подвижного состава.

В текущем году закуплено 4 грузовых электровоза из запланированных 66, которые планировали закупить железнодорожники в рамках Программы обновления локомотивного парка. В проекте сводного финансового плана железных дорог Украины на следующий год планируется приобрести 30 грузовых электровозов за счет привлеченных средств.При прогнозируемом годовом объеме заявленных к перевозке грузов в 607,8 млн. тонн, без обновления парка грузовых электровозов Укрзализныци, в 2017 году они смогут обеспечить перевозки только 435 млн. тонн грузов. На конец 2012 года общее количество грузовых электровозов без обновления парка и с учетом выбытия (списания) составит 1260 единиц, а в 2017-м - 887 ед.За счет амортизационных отчислений по локомотивному хозяйству можно приобрести только 22-24 электровозы в год, однако доходы от грузовых перевозок идут на перекрестное субсидирование убытков пассажирского сектора. Уровень тарифов на пассажирские перевозки не соответствует экономически обоснованному, тарифы на перевозку грузов жестко регулируются государством.<

Вместе с отсутствием государственной поддержки в получении долгосрочного банковского кредитования по приемлемым процентам это - одни из главных причин, которые не позволяют осуществить комплексное обновление локомотивного парка, запланировано «Программой обновления локомотивного парка Укрзализныци».Большинство локомотивов существующего парка, которые сейчас эксплуатируются, нуждаются на 40-60% больше расходов на ремонт и текущее содержание по сравнению с новыми современными электровозами, имеют низкую экономичность и не могут обеспечить надлежащего повышения скоростей движения поездов. Для выполнения плановых ремонтов локомотивов железнодорожной отрасли Украины необходимо более 4 млрд. грн. в год, однако из-за отсутствия необходимого финансирования в этом году на эти цели направлено лишь 18,5% от необходимых средств.

Сейчас 603 локомотивы - 5% парка тягового подвижного состава Укрзализныци - эксплуатируется с перепробег. 772 локомотивы требуют капитальных ремонтов. Общая потребность в плановых ремонтах локомотивного парка Укрзализныци составляет 10195 ремонтов - это количество охватывает 88% общего парка локомотивов.За пределами нормативного срока эксплуатации находятся 3463 локомотивы (80,1% от всего парка Укрзализныци, который составляет 4321 ед.), И только 19,9% (858 ед.) - Не превышают нормативный срок, остальные используется с увеличенным сроком.Не простая ситуация с наиболее эффективными единицами грузового тягового состава - электровозами. В текущем году отработает нормативный срок службы 1013 электровозов с 1334 парка Укрзализныци, которые задействованы в грузовом движении. При нормативном сроке службы электровоза 30 лет, износ парка составляет 90,3%, а средний возраст составляет более 36 лет.В 2013 году за пределами нормативного срока окажутся еще 3 грузовых электровоза; в 2015 г. - 38; 2016 г. - 9 и в 2017 - 58.

Таким образом, в условиях сокращения парка в 2017 году лишь в 213 грузовых электровозов из существующих ныне в Укрзализныця не перевищиться установленный срок эксплуатации.При нормативному сроку службы магистральных тепловозов 20 лет, показатель их износа составляет 99%.

Справка

На сегодня инвентарный парк тепловозов железных дорог Украины составляет 2426 единиц. Процент износа тепловозов ЧМЭ3 составляет 99,6%, тепловозов М62 - 100%, 2М62 - 100%. Это наиболее устаревшие тепловозы, которые отработали свой ресурс заложен заводом-изготовителем, из-за чего растет количество их повреждений, неплановых ремонтов. Также увеличиваются эксплуатационные затраты на ремонты, они потребляют больше топлива и масла по сравнению с дизелями современного поколения, требуют больше расходных материалов и запчастей.Для решения проблем эксплуатации парка стареющих тепловозов, кроме проведения их капитальных ремонтов, железнодорожники осуществляют их комплексную модернизацию с установкой энергосберегающего оборудования, систем управления и новых современных дизелей, поскольку 50-70% эксплуатационных отказов тепловоза связанные с состоянием дизеля. Выполнение капитального ремонта с продлением срока службы и замена устаревшего штатного тепловозного дизеля на современный экономичный дизель составляет в среднем 60% стоимости нового тепловоза.