26.06.2012, 10:51

Когда и на сколько могут вырасти цены на автомобили

Ольга Кихтенко | Все новости автора

Министр экономики Петр Порошенко сделал заявление о том, что Межведомственная комиссия по международной торговле (он ее же и возглавляет) приняла решение о введении спецпошлин на импортные авто. И хотя размеры этих пошлин официально еще не объявлены (а в рекомендациях Комиссии они на уровне 6—15% от цены авто), автоимпортеры уже заявили, что будут вынуждены значительно поднять цены на иномарки, что вызовет рост цен и на вторичном рынке. Так как же и когда изменятся цены на авто? 

 <

При вступлении в ВТО в 2008 году пошлины на импортные авто были снижены с 25% до 10%. А заговорили о возможности их повышения в прошлом году. Это было связано с тем, что ассоциация «Укравтопром» решила провести спецрасследование, по поводу того, что отечественный производитель несет убытки из-за слишком большого количества импортных автомобилей. Результатом этого расследования и стала рекомендация о введении спецпошлины (дополнительно к существующей) сроком на 3 года на автомобили с объемом двигателя 1-1,5 л в размере 6,46%, а с двигателями 1,5-2,2 л — 15,1%. И если это решение будет поддержано Кабмином, то рост пошлин затронет 80% иномарок.

Петр Порошенко говорит, что за последние 3 года объемы производства украинских автомобилей резко сократились, а доля товаров иностранного производства резко растет. Дело в том, что иностранные автопроизводители получают от своих правительств финансовую помощь или в виде прямой финансовой поддержки, или в виде субсидий. Так Европа выделила 100 млрд. евро на поддержку своей автомобильной отрасли, приняли меры США, Япония, Корея, Россия. И только в Украине производство автомобилей никак не стимулируется государством, потому оно и стало неконкурентноспособным (в ассоциации «Укравтопрома» есть данные, что с 2008 по 2010 гг. доля импортных авто в общем объеме продаж в Украине выросла на 16%).

Но «Укравтопром» особенно подчеркивает, что эта заградительная пошлина - временная мера и будет действовать всего 3 года.



Мнение специалистов
Николай Евдокименко, председатель правления «АвтоЗАЗ», не видит никакого противоречия в том, что Украина вновь поднимет пошлины до 25%, т. к. это не противоречит правилам ВТО: в Китае, например, пошлина тоже 25%, в Бразилии — 35%, в Индии — 105%.

А Олег Боярин, председатель наблюдательного совета завода «Еврокар» (сборка автомобилей «Шкода»), считает, что это приведет в Украину иностранных инвесторов, которые, может быть, будут строить новые автозаводы.

Олег Назаренко, гендиректор Ассоциации импортеров и дилеров, говорит о том, что по сравнению с 2008 годом продажи упали в три раза. Но корень проблем не в импортерах. В 2009 году уже была аналогичная ситуация — ввели надбавку в 13% на каждое импортное авто и и импорт прекратился почти полностью до тех пор, пока ее не убрали. Дело в том, что в Украине практически нет украинских импортеров — только официальные представительства. Никто рисковать деньгами и завозить авто в надежде на то, что их купят по новой цене, просто не будет.

Мнение потребителей
Виктор Кобзарь (35 лет, предприниматель), ездит на украинском автомобиле, хотя и с «корейскими корнями», уже 8 лет, но отмечает, что на момент покупки производитель был монополистом и не особо заботился о сервисе владельцев: добиться что-то на фирменном СТО по гарантии было крайне сложно. И только с развитием конкуренции клиента стали ценить. И тут дело даже не в машине.

Елена Лукина (финансист) против того, чтобы автомобили дорожали, пусть даже только иномарки. Ведь рынок — чуткий механизм. Поднимут искусственно цены на иномарки — вырастет спрос на наши авто - поднимут цены и на них. Одновременно поднимутся цены и на вторичном рынке. Авто станет роскошью".

Михаил Демьянчук (28 лет, менеджер) считает, что ассортимент выпускаемых в Украине автомобилей слишком мал. Он уже отложил около $12 тыс. на покупку авто, но собирал эту сумму довольно долго. Поэтому, если пошлину поднимут, то он считает, что за эти деньги сможет купить только китайский автомобиль, хоть и собранный у нас. Значит, нужно торопиться, пока за эти деньги еще есть возможность купить другие автомобили.

По материалам газеты "Сегодня"