11.07.2012, 11:00

Советы водителям: как ездить в жару

Ольга Кихтенко | Все новости автора

Летние погодные колебания — тоже сложный период для автомобилистов.

 <

С точки зрения физиологии, жара снижает внимание водителя. А первые минуты, после наступления дождя, по статистике, очень аварийные, потому, что водитель не успевает переключиться на другую обстановку на дороге.

С технической же точки зрения из-за жары мотор часто перегревается. А если заехать в глубокую лужу, то есть риск того, что вода может попасть в мотор и вывести его из строя. Кроме того, страдают пластиковые элементы салона, меняются характеристики шин и других резино-технических элементов.

Как же благополучно «пережить» эти погодные изменения?

1. Если автомобиль старше 3-х лет, в обязательном порядке нужно 2 раза в год проверять работоспособность системы охлаждения.

2. Осмотрите радиатор: в мае и июне его могла забить пыльца, что может нарушить теплопередачу. А если он пробит или заржавел, то его необходимо заменить.

3. Проверьте электрическую часть: заведите автомобиль и подождите 5-10 минут. Когда температура двигателя превышает рабочую, должен включаться вентилятор системы охлаждения. Если этого не происходит, нужно менять или датчик, или провода, которые идут от него к вентилятору.

4. Проверьте термостат. Он связан с двумя патрубками, которые должны нагреться поочередно (это можно проверить ладонью). Если они нагреваются одновременно, то заклинивший термостат нужно менять.

5. Типичный летний пейзаж: посреди дороги стоит автомобиль, у которого из-под капота валит пар. Если водитель вовремя заметил на датчике превышение допустимой температуры и остановился, ему будет достаточно просто постоять, затем залить охлаждающую жидкость (это может быть даже минеральная вода, купленная при дороге) и тихонько доехать до СТО для ремонта системы охлаждения. Но если перегрев произошел не из-за сбоя в системе охлаждения, а из-за нарушения герметичности и жидкость вытекла, то транспортировать машину можно только на буксире или эвакуаторе.

Вы должны понимать, что если двигатель подвергся сильному перегреву уже в течение нескольких минут, то скорее всего, он нуждается в ремонте. Ведь материалы при нагреве расширяются, а при охлаждении — сужаются. Поэтому, при допустимом перепаде температур детали мотора возвращаются в исходное состояние, а резкий перепад приводит к необратимой деформации: коробятся блок и головки цилиндров, увеличиваются в размерах поршни, портятся прокладки. Вот почему нужно или срочно проводить капремонт, или менять двигатель. И именно поэтому в периоды летнего зноя важно обращать внимание на показания датчика температуры.

Опыт показывает, что волноваться нужно даже тогда, когда стрелка температуры еще не дошла до красной зоны, но резко скакнула в ее сторону. Лучше сразу остановиться и посмотреть, что происходит под капотом. Но чаще всего - это сбой вентилятора системы охлаждения, поэтому сразу надо ехать на СТО для замены датчика.

6. Проверяйте тормоза. Здесь могут быть две основных проблемы: перегрев фрикционных элементов (колодок, дисков) и закипание жидкости. Поэтому для профилактики перегрева тормозов не выключайте сцепление при спуске (тормозите двигателем), при ремонте используйте только качественные детали, если тормозная жидкость отслужила больше двух лет, ее лучше заменить.

7. Как ни удивительно, но актуальный для зимы совет о прогреве двигателя перед началом движения работает и в летний зной. Заведите двигатель, включите кондиционер и подождите, пока салон хоть немного не охладится, а затем переведите вентилятор на малые обороты.

Что касается кондиционера, то, в принципе, он ломается редко, а наиболее частая поломка - потеря герметичности, из-за чего вытекает фреон, а часто после заправки кондиционер быстро выходит из строя: ведь причина утечки фреона не устранена. Поэтому перед заправкой нужно провести его диагностику на специальном оборудовании. И если проверка показала, что есть проблемы, то нужно ехать на СТО, где есть специалист по кондиционерам и оборудование для его ремонта.

Если кондиционера нет, то можно поставить дополнительный вентилятор. Главная сложность здесь — нужна розетка 220 вольт. В автомагазинах продаются специальные устройства-преобразователи (инверторы), которые подключаются к прикуривателю. Но, ваш аккумулятор должен быть новым или полностью заряженным, иначе вентилятор его посадит. К тому же, если ремень генератора растянут и полноценная зарядка аккумулятора не производится, то дополнительная нагрузка на него будет приводить к проблемам. Включать вентилятор можно только при заведенном двигателе, а какие-либо другие приборы должны быть отключены. И хотя у вас в салоне будет гулять суховей, все равно вам легче будет пережить жару.

8. Установите на задние сиденья солнцезащитные шторки — они снизят температуру в салоне на 5-8 градусов. А вот что касается отражающего экрана, который водители любят вешать под лобовое стекло, то в таком его положении большая часть отраженного тепла остается в салоне. Работает он в том случае, если ставить его снаружи. Но, понятно, что в этом положении его могут просто украсть.

9. Необходимо следить и за состоянием воздушного фильтра, который может засориться пылью, что повлечет за собой увеличение расхода бензина и уменьшение мощности двигателя. Кроме того, могут начать запотевать окна. Поэтому фильтр нужно менять раз в 10-15 тыс. км.