25.06.2016, 15:33

Эксперт рассказал, как избежать особого статуса Донбасса

Юлия Градовская | Все новости автора

Сценарий, по которому последние 25 лет РФ использует фактор Приднестровья для сдерживания развития Молдовы, нельзя позволить повторить для Украины, считает руководитель проекта Фонда Гайса Зайделя в Украине Даниэль Зайберлинг.

Нужно разумное решение, которое позволит найти выход из ситуации, в которой оказалась Украина с оккупированной частью Донбасса и Крымом. Об этом он рассказал сайту «Сегодня.ua». С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».<

Верховная Рада приняла во втором чтении изменения в Конституцию, которые касаются правосудия, что, как считает президент Украины и депутаты, открывает путь к долгожданному реформированию судебной системы, пронизанной в настоящее время коррупцией. Однако по-прежнему остается неясной судьба реформы по децентрализации власти, о которой так много говорилось в Украине. Сложность в том, что согласно Минским договоренностям изменения в Конституцию по децентрализации связаны вместе с предложениями по так называемому особому статусу Донбасса. Эту сборную солянку согласно украинскому законодательству должны поддержать депутаты тремястами голосов, что сейчас представляется маловероятным как раз из-за реальной ситуации на оккупированном Донбассе.

Именно поэтому сейчас все чаще звучат предложения разделить проект изменений в Конституцию, выделив в отдельный процесс судьбу оккупированных территорий, по которому нужно провести новый конституционный процесс: первое чтение в парламенте, оценка Конституционного суда, второе чтение. На эту тему говорили участники круглого стола, организованного при поддержке Центра Разумкова, среди которых был и Д. Зайберлинг - руководитель проекта Фонда Гайса Зайделя в Украине (фонд более двадцати лет помогает Украине проводить реформы).

Развитие Украины Донбассом заблокировано быть не может

Говоря о проекте изменений в Конституцию по децентрализации, где в переходных положениях есть пункт об «особом статусе» Донбасса, Зайберлинг признает, что это действительно серьезная проблема. Поправки в Конституцию или отдельный закон о децентрализации должны содержать положения о Донбассе, как и о прочих регионах. Но практически решить эту задачу сейчас непросто. С одной стороны, сложно проголосовать в парламенте закон, где будут упоминаться Донбасс и Крым, потому что реализовать такой закон на оккупированных территориях Донбасса и в аннексированном Крыму невозможно. С другой стороны, нельзя не распространять действие законов на Донбасс и Крым. Именно поэтому проблема до сих пор обсуждается, пытается найти выход и президент Порошенко, в том числе и в условиях Минского процесса. Например, Россия последние 25 лет с помощью Приднестровья сдерживает развитие Молдовы. Позволить повторение этого сценария с Украиной нельзя. В целом развитие Украины Донбассом заблокировано быть не может. Но и проводить реформы, забыв Донбасс тоже нельзя. Получается сложная политическая и геополитическая проблема, решение которой должно быть найдено.

Найдется ли в поддержку изменений в Конституцию с «особым статусом» Донбасса триста голосов депутатов? Хороший вопрос, считает Зайберлинг. Голоса, по его мнению, найти так или иначе можно, но дело не в том, чтобы принять закон с формальной точки зрения. Нужно понять, как можно иметь дело с особым статусом Донбасса, с проживающими там людьми. Должен быть реальный выход, чтобы о них не забыть, но и не дать региону блокировать развитие страны. Минский процесс, по мнению эксперта со временем покажет, что реально решить проблему он не может. Но могут помочь иные пути выхода в виде неформальных коммуникаций, рабочих групп в парламенте. Нужно разработать «план-Б» по возвращению Донбасса и Крыма. Однако любое решение может быть по-своему интерпретировано Россией, а также неправильно интерпретировано украинской оппозицией. Много говорится о соблюдении буквы Конституции, но главное все-таки имплементация норм Основного закона. Это совершенно другая история.

Украине нужно разделить вопросы децентрализации и самоуправления на Донбассе

Одним из путей выхода может стать предложение «выбросить» из проекта конституционных изменений пункт об особом статусе Донбасса. Как отмечает Зайберлинг, одной только подписью закона проблемы с децентрализацией не решить. В Германии был похожий процесс, там думали над тем как правильно представить проект изменений в Конституцию с 1972 по 1980 год. Но и после этого 10-12 лет возникали судебные иски. Эксперт рад тому, что у него по данному вопросу не спрашивает совета президент Порошенко, однако сам он считает, что Украине нужно разделить вопросы децентрализации и самоуправления на Донбассе.

С другой стороны о конституционных изменениях, в том числе особенностях самоуправления на Донбассе, идет речь в Минских соглашениях. В случае саботажа со стороны Украины в выполнении договоренностей, Евросоюз может пойти на уступки России что касается санкций. Известно как Франция и Германия уже ведут подготовку к возможной отмене ограничений с января 2017 года. Вместе с тем Зайберлинг на данный момент не видит причин для ослабления санкционного режима, потому что не видно честной и открытой дискуссии в России, не заметно, чтобы там искали выход из сложившейся ситуации. Кажется, что со стороны России предпринимаются лишь незначительные подвижки, чтобы повлиять как-то на Брюссель. Но санкции против России не заставили ее сесть с Украиной за стол переговоров, поэтому цель введения санкций пока не достигнута.

Теги новостей: