ПФУ: Социальная защита украинских трудовых мигрантов
Трудовая миграция – процесс всемирный, но в Украине он приобрел почти национальные масштабы, ведь каждый год за границей трудоустраиваются около 50 тыс. украинцев. Сегодня на разных уровнях говорят о том, что отток трудовых ресурсов за границу – серьезная угроза государству. Но и для самих трудовых мигрантов риск не меньший.
<
Точной цифры украинских трудовых мигрантов не знает никто. По данным Всемирного банка это свыше 6,5 млн. чел. Международная организация по миграции (MOM) приводит другую цифру – около 4,5 млн. чел. Согласно исследованиям MOM больше всего наших трудовых мигрантов работают в России - свыше двух миллионов человек, около 500 тыс. – в Италии, до 450 тыс. – в Польше. Еще 250 тыс.чел. трудятся в Испании, до 150 тыс. – в Чехии, по 75 тыс. – в Португалии и Греции, около 70 тыс. – в Великобритании. Как видите, цифры впечатляют. Кроме того, есть еще и приграничная миграция, регламентированная соответствующим соглашением между двумя государствами: это когда люди, живущие в приграничных населенных пунктах, ездят на работу в соседнюю страну.
Многие украинцы трудятся на сезонботах в Польше, Голландии, Великобритании, скандинавских странах и т.д. Понятно, что их побуждает к этому низкий уровень зарплаты дома, безработица, особенно в сельской местности, желание заработать на обустройство жилья или обучение детей. Так, по данным соцопросов Государственной службы статистики совместно с Институтом демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАНУ, среднемесячный заработок одного трудового мигранта составляет $930 США, что почти в три раза больше, чем заработок в Украине (приблизительно $330 США). К сожалению, даже несмотря на экономические проблемы в странах-реципиентах, отток трудоспособного населения из Украины не уменьшается. К тому же миграция «молодеет». Соцопросы молодежи показали: 80% студентов хотят уехать учиться за границу и после завершения обучения оставаться там. Это - огромная проблема для Украины и она, без преувеличения, является угрозой национальной безопасности государства.
В последнее время острые вопросы трудовой миграции привлекают внимание не только общества, но и органов власти. Об этом свидетельствуют проведенные в течение прошлого года круглые столы с привлечением научных сотрудников, общественных деятелей, членов правительства. Очень важно, что в Украине состоялись парламентские слушания на эту тему, на основании которых постановлением Верховной Рады приняты соответствующие рекомендации. В них речь идет о необходимости не только усилить социальную защиту трудовых мигрантов, но и выработать эффективную политику занятости населения, чтобы вернуть трудовых мигрантов домой. Актуальным является принятие закона о внешней трудовой миграции. Соответствующий законопроект уже рассмотрели в парламенте, но вернули на доработку, чтобы дополнить нормами, которые не только обеспечат социальную защиту трудового мигранта и членов его семьи, но позволят реинтегрировать в украинское общество.
Это важно не только для восстановления трудового потенциала страны, но и пенсионного обеспечения наших граждан. Вдумайтесь: ныне экономически активного населения Украины свыше 20 млн. граждан, а единый взнос на общеобязательное государственное пенсионное страхование платят лишь 14 млн. чел. Представьте себе, сколько средств, которые можно было бы направить на выплату и повышение пенсий, недополучает пенсионный бюджет. Конечно, часть этой суммы «оседает» в карманах нелегальных работников здесь, в Украине, но и доля, которую могли бы платить трудовые мигранты, значительная. Только в 2012 году, по данным MOM, украинские трудовые мигранты переслали в Украину $7,5 млрд. Это на $1,5 млрд. больше (!), чем вложили инвесторы на протяжении этого же года в Украину.
К сожалению, большинство из трудовых мигрантов думают преимущественно о сегодняшних заработках и редко кто задумывается, как обеспечить себе достойную старость. Поэтому задача Пенсионного фонда – привлечь внимание наших трудовых мигрантов к вопросу пенсионного обеспечения, особенно теперь, когда в украинском пенсионном законодательстве произошли изменения. С 1 октября 2011 года увеличен минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии. Если до вступления в силу Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» достаточно было отработать пять лет и человек уже получал право на пенсию, то теперь для этого надо иметь по меньшей мере 15 лет страхового стажа. Еще одна проблема: часто трудовые мигранты работают в тяжелых условиях, потому нередки случаи увечий или хронических заболеваний. Человек даже может стать инвалидом или и того хуже... Поэтому возникает вопрос социальной защиты не только собственно гастарбайтера, но и – в случае его гибели – семьи, оставшейся в Украине. Если бы трудовой мигрант имел страховой стаж, заработанный в Украине, его семья могла бы получить право на пенсию в связи с потерей кормильца. Но, снова таки: если до октября 2011 года этот стаж был от двух до пяти лет, то сегодня, в зависимости от возрастной категории, он увеличен до 14.
Трудовые мигранты, которые возвращаются в Украину, должны понимать, насколько важно иметь не только право на пенсионное обеспечение, которое приобретается после 15 лет страхового стажа, но и пенсионное обеспечение на уровне, не меньшем прожиточного минимума. Для этого согласно новому пенсионному законодательству женщины должны иметь не меньше 30 лет страхового стажа, а мужчины – 35. Понятное дело, если человек продолжительное время работает нелегально за границей, такой стаж в Украине приобрести почти невозможно. Но его можно «купить».
Такая возможность у трудовых мигрантов появилась с января 2004 года, когда в Украине начала действовать страховая система пенсионного обеспечения. Правительство инициировало, а Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса» № 184-УП от 4 апреля 2013 года, согласно которому можно «купить» стаж и за предыдущие периоды. Скажем так, трудовой мигрант может не только заведомо заключить соглашение о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования самое малое на год, но и за предыдущие периоды. Для этого надо обратиться в территориальный орган Министерства доходов и сборов, которому с октября 2013 года переданы функции администрирования единого взноса, с заверенными копиями справки о присвоении идентификационного номера, трудовой книжки, удостоверения личности и написать заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования по утвержденной форме.
Украина имеет двусторонние соглашения о соцобеспечении с девятью странами Евросоюза, а также продолжает выполнять обязательства, взятые после подписания в рамках СНГ Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в сфере пенсионного обеспечения», которое основывается на территориальном принципе пенсионного обеспечения. Каждое соглашение имеет свои особенности, с которыми можно ознакомиться в территориальном органе Фонда.
Наконец, хочется подчеркнуть, что и в дальнейшем будет вестись активное сотрудничество с заграничными партнерами, чтобы наши граждане могли для получения права на пенсию не только зачислить заработанный за границей стаж к украинскому, но и получить пенсионное обеспечение от того государства, где они работали. Если люди создавали для другой страны блага, она должна отдать им должное. Это – позиция Фонда.
Управление Пенсионного фонда Украины в г.Лисичанске