07.06.2017, 16:43

Что делать, если потребитель получает услуги ЖКХ не в полном объеме (ненадлежащего качества) или не получает вовсе?

Андрей Трофимов | Все новости автора

Новый Закон Украины «О жилищно коммунальных услугах» полностью изменяет подход к ответственности. Теперь список тех, кто отвечает за качество коммунальных услуг значительно расширился. Если раньше, в основном, это были предприятия ЖКХ, то теперь к ним добавились жители дома.

Перерывная непрерывность<

У вас нет воды? Это еще не нарушение со стороны водоснабжающей организации. Статья 16 закона о коммунальных услугах определяет общие требования к предоставлению жилищно-коммунальных услуг. И основное – их непрерывность. Но перерывы вполне возможны:

  • Для ремонта и профилактики
  • В межотопительный период
  • При аварии

В первом варианте при плановом ремонте вас должны предупредить через СМИ или другим способом, гарантирующим доведение до каждого потребителя, не позднее, чем за 10 рабочих дней.

При аварии у компании ЖКХ есть три часа на то, чтобы рассказать потребителю о причинах и сроках устранения.

Плата за ЖКУ за время таких перерывов не начисляется.

Качество коммунальной услуги

Должно соответствовать требованиям Закона, другим нормативным актам и договор об оказании коммунальных услуг. В договоре прописывается, за что отвечает поставщик ЖКУ. Согласно Закону, качество обеспечивает исполнитель услуги. А обязанность проследить за этим возложили на управляющего многоквартирного дома. Если в договоре с этим управляющем нет подготовки внутридомовых систем (ВДС), находящихся в жилом доме, то за это будут отвечать жильцы дома.

То есть за качество отвечают:

  • исполнитель услуги
  • управляющий многоквартирного дома
  • жильцы дома

Есть типовой договор с управляющим (этом может быть ваш ЖЭК) в Украине, который утверждается Кабмином.

Если договор по коммунальным услугам не исполняется

Сначала придется разобраться, кто виноват (статья 26 Закона). Если исполнитель услуги докажет, что в точке учета такой услуги ее качество соответствовало всем требованиям, то ответственности он не несет. Например, у жителей подъезда холодные батареи. На входе в дом стоит тепловой счетчик. Если теплоноситель поставляется соответствует нормам (давление, температура и тд), то теплоснабжающая компания не отвечает за холодные батареи.

Отвечать будет управляющий, если в договоре с ним прописаны подготовка и ремонт ВДС, или жильцы, если они взяли уход за стояками и отопительными регистрами на себя.

Если виноват исполнитель услуги, то от должен провести перерасчет жилищно коммунальных услуг за весь период его «нехорошей» работы, а также пеню и неустойку, если это определено договором.

Статья 27 коммунального закона дает нам порядок оформления претензий потребителей.

1. Вызываем того, кто отвечает за услугу – исполнителя коммунальных услуг или управляющего домом – для проверки количества и качества. Порядок проведения такой проверки будет оформлен Постановлением Кабмина. Прибыть коммунальщики должны не позднее суток с момента получения уведомления.

2. Составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем или управляющим. Как оформить акт-претензию? Документ должен содержать информацию о том, в чем заключалось нарушение, дату, срок, а также другую информацию, которая описывает претензии потребителя. Жильцы могут сделать забор проб горячей и холодной воды, газа. Запись об этом включается в акт. За исследование платит потребитель, но если в его ходе, обнаружится ненадлежащее качество, то расходы компенсирует исполнитель соответствующей услуги.

3. Исполнитель не прибыл для составления акта или не хочет его подписывать? Акт подписывается потребителем, «а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающих (расположены) в соседних зданиях (в помещениях - если услуга предоставляется в многоквартирном доме)». Информация об отказе отмечается в акте-претензии. Затем направляем этот акт заказным письмом исполнителю или управляющему.

4. Исполнитель или управляющий в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или направляет обоснованный письменный отказ. Если отказ не отправили, то через пять дней претензия считается принятой.

В многоквартирном доме есть свои особенности, они определяются статьей 28 Закона.

При индивидуальном договоре:

Исполнителя или управляющего вызывает совладелец многоквартирного дома. По его требованию в проверке могут участвовать представитель ОСМД и управляющий дома. В этом случае они также подписывают акт-претензию. Если отказываются это делать, смотрите выше пункт 3.

При коллективном договоре:

Исполнителя или управляющего вызывает представитель ОСМД. В проверке могут участвовать совладельцы дома. Также можно потребовать участия управляющего. В этом случае он также подписывают акт-претензию. Если отказываются это делать, смотрите выше пункт 3.

Если коллективный договор подписан между исполнителем таких услуг управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом, то они и осуществляют вызов для проверки. Совладельцы или представители ОСМД по желанию участвуют.

Что желать, когда нарушения зафиксированы, но не устраняются? Собирать документы и идти в суд.

 

Теги новостей: 
Рубрика - Правозащитник: