Что делать, если потребитель получает услуги ЖКХ не в полном объеме (ненадлежащего качества) или не получает вовсе?

Основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также их права и обязанности определены Законом Украины «О жилищно-коммунальные услуги» (далее - Закон). Согласно требованиям статьи 16 Закона порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг и их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан обеспечивать своевременность и соответствующее качество жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора, а также рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставление или предоставление не в полном объеме, снижения их качества (статья 21 Закона), передает Час Пик разъяснения Департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики.

Статьей 18 Закона определен порядок оформления претензий потребителей к исполнителям. В частности, установлено, что в случае нарушения исполнителем услуг условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное.

Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позднее срока, определенного договором. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями.

В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей.

Акт-претензия потребителя подается исполнителю услуг, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает письменно потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.

В случае отказа от удовлетворения претензии споры между сторонами решаются путем переговоров или в судебном порядке.

Порядок предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения, порядок их учета и оплаты, права и ответственность потребителей и исполнителей этих услуг определены Правилами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 № 630.

Услуги по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу предоставляются потребителю согласно договору, который оформляется на основе типового договора о предоставлении услуг с централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденного вышеупомянутым постановлением Кабинета Министров Украины.

В договоре оговаривается, что в случае непредоставления услуг, предоставления их не в полном объеме, снижения качества, в частности отклонения их количественных и/или качественных показателей от утвержденных нормативов (норм) потребления, исполнитель проводит пересчет размера платы.

Частью четвертой статьи 16 Закона предусмотрено, что в случае применения перерыва в предоставлении услуг исполнитель/производитель обязан сообщить через средства массовой информации о таком перерыве потребителя не позднее чем за 10 дней (За исключением перерыва, возникшего вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы). В сообщении необходимо указать причину и срок перерыва в предоставлении соответствующих услуг.

Исполнитель/производитель обязан проводить перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае перерыва в их предоставлении, непредоставлении или предоставлении не в полном объеме в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Порядок проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу в случае непредоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения их качества, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17.02.2010 № 151.

Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно статье 13 Закона среди жилищно-коммунальных услуг есть услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Предоставления указанных услуг, в установленные законодательством сроки, предусмотрено Типовым договором о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.05.2009 № 529.

Порядок проведения перерасчета размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в случае перерыва в их предоставлении, непредоставления или предоставления не в полном объеме и определяет механизм осуществления соответствующего перерасчета утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11.12.2013 №970.

Образец акта-претензии о перерыве в предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, их непредоставления или предоставления не в полном объеме приведены в приложении 1 к указанному Порядку.

Споры относительно удовлетворения претензии потребителей решаются в суде.

При этом отмечаем, что согласно статье 7 Закона утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроля за их соблюдением; осуществление контроля за соблюдением законодательства относительно защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг относится к полномочиям органов местного самоуправления.