05.04.2013, 11:15

В центре Феодосии рабочие обнажили булыжную мостовую XIX века

В эти дни на Музейной площади – строительная техника, машины, рабочие. Как уже сообщалось, городские власти до начала курортного сезона намерены реализовать проект благоустройства этого уголка: замостить площадь плиткой, установить скамейки, озеленить. Под реконструкцию попала и часть проспекта Айвазовского – со стороны бистро «Аркадия» и морского фасада картинной галереи. Рабочие, выкапывая траншею под коммуникации, натолкнулись на старую дорогу. Под асфальтом вскрылась булыжная мостовая середины 19 века.

Пока ещё рабочие не закопали траншею, увидеть кусочек прошлого можно на пересечении улиц Галерейной – Земской. Старая брусчатка напомнила горожанам и сторожилам Феодосии об истории.
– Я переехала сюда в 1987 году. Тогда ещё оставались и там и тут улицы с булыжными дорогами, – вспоминает жительница Феодосии Людмила. – В районе Морсада были такие дороги… Нам очень нравилось там гулять. И даже казалось, что там другой воздух, весь пропитанный стариной. Потом это всё заасфальтировали. Жалко было, – поделилась Людмила.
Как рассказал историк, директор Музея древностей Андрей Евсеев, оказывается, до революции и вплоть до середины 20 века весь город был замощён брусчаткой. Феодосия отличалась от многих подобных ей городов ухоженностью и хорошими дорогами.
– Во всяком случае, в 19 веке, когда читаешь записки путешественников, то они писали что город чистый, благоустроенный, город замощённый. Все отмечали, что не было той грязи, которая была даже в губернских городах, потому что были мостовые. Да и вся грязь ещё уходила в море, – рассказал газете Феодосийского городского совета «Победа» Андрей Евсеев.
По словам историка, закатывать в асфальт улицы города начали в середине 20 века. Уложить современную дорогу оказалось дешевле и быстрее. К тому же специалистов, способных подготовить специальные камни, нужным образом их уложить, не осталось. А если и были такие, то человеческий труд вытеснили современные машины.
– В 70-80-х годах на углу проспекта Айвазовского и улицы Революционной, где перед крутым подъёмом установлена скульптура Венеры Милосской, ещё была мощёная дорога. А потом укладывали трубу то ли водопроводную, то ли канализационную и мостовую разрушили и заложили асфальтом. Стало модно класть асфальт, – вспоминает директор Музея древностей Андрей Евсеев.
В коллекциях филокартиста Бориса Яремко более 400 дореволюционных открыток с видами Феодосии. На сорока из них – отчётливо видны мощёные улицы. Большая площадь перед Городской Думой – вся в брусчатке. Как писали историки того времени, архитектура старых улиц, замощённых гранитной брусчаткой и каменными плитами, напоминала приморские улицы южных городов Италии.
Эту брусчатую мостовую, выкопанную рабочими на Музейной площади, уходящую в сторону здания исполкома, Андрей Евсеев отнёс ко второй половине 19 – началу 20 века. Самые небольшие фрагменты дореволюционной дороги ещё сохранились на улице Караимской, что выше Морсада. А на переулке Подгорном, если идти по улице Украинской (бывшая Войкова) и свернуть налево, сохранилось более 200 метров старой булыжной мостовой.
– Эта – ещё дореволюционная, – считает коллекционер Борис Яремко. – На этой на улице вообще можно фильмы снимать.<

Анна Трофимова,
газета городского совета «Победа»

Теги новостей: