15.04.2011, 10:14

Вторая желтая карточка Виктора Януковича для ГАИ за техосмотр?

Петр Владимиров | Все новости автора

Президент Виктор Янукович внес на неотложное рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий отмену государственного техосмотра автомобилей. Напомним, в конце прошлого гола Президент показал первую желтую карточку ГАИ за существование в нынешнем формате техосмотра. Теперь планируется полностью освободить от контроля технического состояния частные легковые автомобили, а у грузовиков, коммерческих транспортных средств и такси проверять лишь элементы, связанные с безопасностью движения и охраной окружающей среды.

Как сообщила вчера советник главы государства Елена Лукаш, во внесенном Виктором Януковичем законопроекте предложено отказаться от государственного техосмотра и заменить его обязательным техническим контролем. Этот процесс предусматривает проверку лишь тех элементов автомобиля, которые связаны с безопасностью движения и охраной окружающей среды, в частности рулевого управления, тормозной системы, внешних осветительных приборов, пневматических шин и колес, газобаллонного оборудования. Сейчас раз в два года все транспортные средства подлежат обязательному техосмотру. Его осуществляют подразделения Госавтоинспекции, а техническое состояние автомобилей проверяют уполномоченные ГАИ предприятия.<

Законопроектом предполагается полностью освободить от технического контроля легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, мотоколяски и прицепы. Обязать проходить контроль раз в два года планируется лишь владельцев легковых машин, используемых в коммерческих целях. Грузовые автомобили и такси предложено контролировать раз в год, а автобусы и спецтранспорт для перевозки опасных грузов – дважды. Водители, не прошедшие этот контроль, не смогут заниматься коммерческой деятельностью.

Президент предложил разрешить проводить проверки любой станции техобслуживания, которая документально подтвердит наличие необходимого оборудования. По мнению главы государства, действующая процедура техосмотра не позволяет реально контролировать техническое состояние транспортных средств. "В большинстве случаев их собственники получают талон о прохождении техосмотра без проверки, покупая его с помощью налаженных коррупционных схем",– сказала Елена Лукаш.

По ее словам, ежегодный оборот коррупционных схем составляет более 1 млрд грн. Кроме того, каждый водитель обязан легально заплатить 146 грн за проведение техосмотра и талон, а также от 120 до 200 грн в зависимости от типа транспортного средства – за протокол проверки его технического состояния. Госпожа Лукаш отметила, что, по данным ГАИ, доля ДТП, случившихся из-за ненадлежащего технического состояния транспортных средств, "крайне незначительна". Напомним, отмены техосмотров в 2009 году требовали автомобилисты, протестовавшие у стен парламента против транспортного сбора. В 2010 году законопроект об отмене техосмотров внес в Верховную раду народный депутат Анатолий Гриценко.

В начале 2011 года скорейшего реформирования процедуры техосмотра дважды потребовал от министра внутренних дел Анатолия Могилева президент Виктор Янукович и один раз – премьер-министр Николай Азаров. Помимо этого, в январе Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства разработал законопроект, которым предлагалось передать функции проведения техосмотров прошедшим аттестацию частным предприятиям В феврале Анатолий Могилев сообщил, что в МВД подготовили законопроект, предусматривающий замену процедуры государственного техосмотра обязательным техническим контролем.

В департаменте ГАИ МВД воздержались от комментариев президентской инициативы. "Нам нужно время, чтобы изучить и оценить этот законопроект",– заявил начальник пресс-службы ГАИ Игорь Клопотий. При этом в МВД не уточнили, привлекались ли к разработке президентского законопроекта специалисты министерства. Инициативу главы государства одобрил и председатель профсоюза таксистов Василий Попик. "Проверять состояние автомобилей должны технические специалисты, а не дядьки с пистолетами. Главное, чтобы этот закон работал, а коррупционную схему выдачи талонов техосмотра не сменила коррупционная схема сертификации станций техобслуживания".

Вместе с тем генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко поддержал отмену техосмотров. "Как владелец машины, я сам заинтересован в ее исправном состоянии. У пешехода ведь раз в два года не проверяют состояние обуви или здоровье, чтобы разрешить ему выйти на улицу". По его словам, в президентский законопроект было включено большинство предложений общественности, и в результате его принятия в Украине утвердится общепринятый международный подход в области контроля технического состояния транспорта.