24.03.2017, 09:19

Жители оккупированного Донбасса все чаще говорят: Мы хотим, как раньше!

И без того мертвая экономика "Л/ДНР" за два месяца превратит регион в область гуманитарной катастрофы. На смену безработице и нищете вполне может прийти настоящий голод, чего, похоже, и ждет Россия. "Мы хотим, как раньше", - эта фраза все чаще и все громче звучит на оккупированных территориях.

Решение боевиков о "национализации" и официальная блокада Донбасса могут положить начало большого взрыва региона.<

За обсуждением глобальных последствий блокады Донбасса, назначением инициаторов и поиском аварийных стрелочников забывается главный вопрос. Как сложится судьба людей, которых эти события коснутся в первую очередь? Что будет с 300-тысячной армией шахтеров и металлургов, которые, как оказалось, все три года войны были тихой армией украинских работяг в тылу врага.

Они получали украинскую зарплату на украинские карточки, кстати вдвое большую чем у шахтеров в "ДНР", их трудовой стаж шел в украинские трудовые книжки, через этих людей Украина формировала 80% экономики оккупированного региона, поддерживала предприятия и шахты материалами и оборудованием, при этом получая от продажи метала произведенного в ОРДЛО до 7 миллиардов долларов валютных поступлений.

И не стоит делать большие глаза, изумляясь тому, как такое возможно. Гибридная война – это не просто смачный термин. Это беспринципные отношения между всеми участниками войны, симбиоз экономических и политических интересов, готовность выстраивать схемы на крови, при этом не моргнув глазом кричать "Слава Украине". Но блокада СНБО сломала все, Аннушка разлила масло, но не ясно, кто на нем поскользнётся.

Случай на шахте

Несколько тысяч человек с 6 утра сбиваются вокруг двери, ведущей в отдел кадров. Прошло уже 6 часов, а людей становится только больше. Толпа обсуждает последние новости, приказ Захарченко о "национализации" шахты и требование руководства ДТЭК сегодня же написать заявление по собственному желанию. Нагнетает обстановку слух, что украинская печать жива последний день и завтра исчезнет навсегда вместе с возможностью получить расчет, трудовую книжку, а, значит, и возможность стать на биржу труда или оформить пенсию. Не успел – сам виноват.

Перебои с отгрузкой угля были все время блокады, но шахта работала, забивая склады углем и ожидая, что все вот-вот наладится, ведь главное, что зарплата приходила. Но после заявления Порошенко о полной блокаде все самые страшные сценарии стали реальностью. Шахта встала, работы нет и, похоже, не будет.

Говорят, Захарченко уже назначил нового директора, им стал сын главного экономиста "министерства угля "ДНР" Дмитрий Шелест, но приёма на работу на шахту под флаг "ДНР" пока не будет. Почему? Некуда и грузить уголь.

Свой человек в "минугля "ДНР" сказал, что план добычи на шахту если и будет, то не более 5 тысяч тонн в сутки, да и это под вопросом, и это при том, что для ДТЭК шахта выдавала от 12-14 тысяч тонн ежедневно. Почти втрое меньше.

Примерно такая же разнарядка и коллективу. Из 4500 человек на работу в "национализированную" шахту оформят максимум 1500-2000 человек, к тому же зарплата проходчика с 12 тысяч гривен станет 12 тысяч только рублей, а, значит, в 2 раза меньше.

Несмотря на разношёрстность собравшихся и разногласие в причинах происходящего, все сходятся в одном: шахте – конец, ее порежут на метал, работы не будет. На их глазах за три года один за одним до основания вырезались все шахты, комбинаты, предприятия, все, что не имело хозяина и не могло приносить прибыль. Тоже самое теперь будет и с их любимой шахтой. Коллективный разум резонирует единой мыслью: "Надо что-то думать, только вот что?". 

"Мы хотим, как раньше"

Все это мне по телефону рассказал один из шахтеров шахты "Комсомолец Донбасса" – одного из флагманов ДТЭК, грузивший все эти годы уголь на украинские ТЭС. Эта ситуация, произошедшая на прошлой неделе, характерна сегодня для всех украинских предприятий на оккупированной территории. В один момент все они прекратили работу выдав на-гора бесчисленную армию безработных.

По информации координатора ОО "Донбасс SOS" Александра Горбатко, на десятках предприятий, функционирующих в ОРДЛО под украинской юрисдикцией, работают около 300 тысяч человек – 20% трудового населения "Л/ДНР", учитывая, что из примерно трехмиллионного населения оккупированных территорий до полутора миллионов – пенсионеры.

Кроме чистого актива, на благо Украины и за украинские деньги работала и остальная инфраструктура оккупированных территорий. Например, "копанки" через схему легализации добытого также грузили уголь на украинские ТЭС, добавляя в схеме Роттердам+ еще пару сотен гривен дополнительной маржи. Ринувшиеся за быстрой копейкой с закрытых шахт на "копанки" шахтеры вдруг обнаружили, что те также остановились вместе с блокадой.

Перевозки этого угля, метала и прочей продукции осуществляли захваченные боевиками железнодорожных депо. Как признался мне один из работников в Дебальцево, 20 составов из города постоянно таскали грузы в Украину, получая за это зарплату.

Сложив все это вместе, станет ясно, что вся экономика "республик" (эксперты называют цифру в 80%) была завязана на Украину и только на нее. Россия, находящаяся под санкциями, сама ищет рынки сбыта продукции и уж никак не готова принимать продукцию, а уж тем более уголь из ОРДЛО, кроме, естественно, металлолома. Его объемы после "национализации" будоражат умы чистильщиков. Ведь только на шахте "Комсомолец Донбасса" около 400 километров выработки, полностью обшитой металлом.

Осознавал ли Захарченко утопию "национализации" и то, что не способен обеспечить работой людей? Думаю, что да, и, скорее всего, это была не его воля, а воля Москвы. Участь "Гиви" и "Моторолы" он пока не был готов разделить, поэтому вынужден был поддержать самоубийство экономики "республики".

Единственное, на что он решился, – это растянуть удовольствие с возможностью отыграть назад, поэтому сама "национализация" произойдёт 1 мая.  До этого времени предприятия просто взяты под внешнее управление, что выливается в полный простой.

Простой и отсутствие сбыта продукции Украине – смерти подобно. И без того мертвая экономика "Л/ДНР" за два месяца превратит регион в область гуманитарной катастрофы. На смену безработице и нищете вполне может прийти настоящий голод, чего, похоже, и ждет Россия. Возможно, для этого и обязала Захарченко анонсировать "национализацию".

После признания Россией паспортов "Л/ДНР" и выдаче под них кредитов "прекрасным" продолжением будет официальный ввод армии РФ для "наведения порядка", "гуманитарное спасение" региона и, так уж и быть, присоединение его к России. "Ну Украина же отказалась от него? Мы же не можем бросить братьев славян", – скажет Путин аккурат к 9 мая. Кстати, вполне под этот план вписывается заявление Плотницкого о возможном референдуме о присоединении к России "Л/ДНР".

С украинской стороны проблема блокады региона выглядит не менее трагично. Украина сильно зависима от продукции этого региона: до 7 миллиардов долларов вливания в экономику от продажи метала и сырья из ОРДЛО на дороге не валяются. На фоне мнительности МВФ и необходимости покупать уголь в Нидерландах или ЮАР за валюту, а не фиктивно, как в схеме НКРЄКП "Роттердам+", — это может привести к очередному обвалу гривны.

Но не допустить всего этого может 300 тысяч трудовое войско Украины в ОРДЛО. Оставшись без украинской зарплаты и понимая утопию существования в "ДНР", они могут смести как Захарченко, так и границу между оккупированной территорией и Украиной.  Иллюзия блага в объятиях России на Донбассе развеяна давно, зарплата и жизнь ростовских шахтеров там не секрет, поэтому "ловить" в РФ многие ничего и не собираются.

"Мы хотим, как раньше", — эта фраза все чаще и все громче звучит на оккупированных территориях. Многие вслух пока боятся вставить слово "Украина", но это лишь вопрос времени. Митинг предпринимателей "ДНР", блокада Донецка таксистами против ввода налогов – тому подтверждение. Все это первые звоночки большого взрыва региона, настоящего народного бунта в псевдонародной республике.

Единственное, что сейчас этим людям нужно, – почувствовать поддержку со стороны Украины и украинских властей.

Смогут ли наши чиновники использовать этот шанс, отказаться от лакомых схем и не на словах, а на деле, показать, что Донбасс – это Украина?

P.S. Россия руками Захарченко и власть руками СНБО пошли ва-банк. Масло Аннушкой разлито. Вот только кто к нему добежит первым?

Евгений Плинский, журналист

Теги новостей: