05.07.2018, 09:36

Славянск и Краматорск отмечают 4-ю годовщину освобождения от российских боевиков

Марина Началова | Все новости автора

Ровно 4 года назад, 5 июля 2014 года, незаконные вооруженные формирования под натиском украинских военных покинули Славянск и Краматорск.

Рассказы непосредственных свидетелей событий весны-лета 2014 года публикует на своей странице в Фейсбуке волонтерский проект "Повернись живим", новость Донбасса передает Час Пик.<

«Помню, когда все только начиналось, я шла по улице с коляской, а навстречу - толпа людей с триколорами. Они кричали: «Россия!». Меня взяла такая ярость! И я пошла с ребенком прямо в ту толпу и пыталась их перекричать. Я одна кричала изо всех сил: «Украина!». Не знаю, как они меня не разорвали», - вспоминает весну 2014 жительница Краматорска Марина.

Террористы вошли в ее город параллельно со Славянском. И царствовали там почти 2,5 месяца. Все это время на востоке Украины продолжалась официально названная антитеррористическая операция, но уже тогда было понятно, что это - начало войны.

Доброволец ВСУ Валентин тогда еще был рабочим завода в Краматорске. Он отправил семью подальше из города, а сам остался.

«Мы смогли провести несколько проукраинских митингов. Очень запомнился один из них, у самолета, перед самым захватом города. Нас тысяча или полторы человек. Мы постояли полчаса, как вдруг собралась кучка из 40-50 человек под флагами «ДНР». То есть разница была очевидна. Они пытались забрасывать нас яйцами, но организаторы попросили не трогать их, чтобы не было картинки для российских СМИ», - вспоминает парень.

Так относительно спокойно они чувствовали себя недолго. Уже 12 апреля райотделы милиции в Краматорске и Славянске были захвачены вооруженными террористами, которые называли себя «народным ополчением». Города обрастали сепаратистскими блокпостами, а проукраинских жителей начали запугивать, брать в плен и пытать.

«Власти как таковой не было, милиция если не поддерживала, то была на стороне захватчиков.

Наши солдаты уже заехали на аэродром. Некоторые лица из правоохранителей звонили им и предлагали перейти на их сторону, сложить оружие, - вспоминает Валентин. - Русский спецназ окружил аэродром, но при каждой попытке его атаковать, они получали ответ украинских военных. Я продолжал работать на заводе. Каждый день проходил мимо горсовета на площади, где сепаратисты устроили себе что-то типа админцентра. В них появлялись баррикады, потом они начали активно привлекать местных жителей. Некоторые лица, которые стояли на блокпостах, были мне знакомы. Периодически вижу их в городе и сейчас, но, насколько мне известно, с ними поработала СБУ, а некоторые получили приговоры. Было начало войны и тогда никто толком не знал, с кем можно об этом говорить, чтобы тебя элементарно не сдали. На заводе, где я работал, за тремя людьми просто среди дня приехали боевики и забрали «на подвал». Эти мужчины расклеивали по городу листовки патриотического характера».

Он вспоминает, как украинских военных встречала толпа «местных жителей», а среди них - священник УПЦ МП, уговаривал сложить оружие, как несколько недель жители Краматорска просидели без воды и провизии, а потом радовались бойцам Нацгвардии с гуманитаркой на площади города.

За событиями тех месяцев следила вся Украина. В новостях только и говорили о том, что боевики нападают на блокпосты бойцов АТО - нацгвардейцев, военных ВСУ, спецназовцев МВД и добровольцев, - атакуют колонны военных, устраивают засады, сбивают вертолеты. Гибнут десятки украинских бойцов, но все же дают достойный отпор российским наемникам. Обстановка в зоне АТО менялась каждый день.

25 апреля Славянск решили блокировать, чтобы сократить возможные жертвы среди местного населения, но и оставить боевиков без подкрепления.

3 мая украинская армия взяла контроль над захваченной 17 апреля телебашней на горе Карачун. С тех пор враг систематически пытается выбить наших военных из этой позиции, но каждый раз - бесполезно.

Стремительные победы украинской армии начинаются в июле. 2 июля военные восстанавливают контроль над поселком Райгородок и Рай-Александровка.

3 и 4 июля ВСУ обезвреживают около 200 боевиков в Николаевке, уничтожают их опорные пункты и освобождают населенный пункт. В это же время берут под контроль дорогу в окрестностях Славянска.

Новость о том, что колонна боевиков отходит из Славянска в сторону Донецка, стала большой радостью для всех украинцев.

«Боевики собрали всех своих подручных и большая часть их выехала в Донецк, а затем в город зашли ВСУ. Столкновений в самом Краматорске не было. Россияне и их наемники прятались за местными, поэтому в основном прошли беспрепятственно. Те, кто подыгрывал боевикам, притаились. В городе появилась украинская символика. Мы потом помогали военным, ездили по блокпостах, в части и передавали помощь - это уже не было опасным, не надо было ничего скрывать. Я часто общался с молодым офицером, который на несколько лет моложе меня и не из нашего региона. И мне стало неловко, что он защищает мой город, а я - нет. Поэтому с начала 2015 года я - доброволец в ВСУ», - говорит Валентин.

Над Краматорском, Артемовском, Дружковкой и Константиновкой снова запестрели украинские флаги.

«Мы делали обходной маневр - брали в кольцо Славянск. Заходили со стороны Рай-Александровки и Николаевки, - рассказывает военнослужащий 95-й отдельной десантно-штурмовой бригады. - Противник просто вышел из Славянска. Никаких боев во время захода не было. Бои шли во время окружения и занятия свободных позиций. Начиная с горы Карачун, мы вели оборону, вылетали на другие задачи. Там было сложно всегда. А российская пропаганда работала хорошо. Помню, заезжаем на БТРе, а от нас местные как от прокаженных убегают в истерике, а некоторые наоборот - подходили говорили: «Хорошо, что вы приехали». В Краматорске люди приходили с цветами, с шампанским».

После этого нашу армию ждало еще много ада. И сейчас наши защитники продолжают отбивать у врага украинский Донбасс.

Читайте еще: "Мы в полукольце": Боевики "ДНР" умоляют Москву о помощи

Теги новостей: