03.11.2011, 20:28

Пригородные поезда Укрзализныце невыгодны

Ольга Станішевська | Все новости автора

Пригородные перевозки осуществляются в условиях острой нехватки финансовых ресурсов и специализированного подвижного состава: за 9 месяцев 2011 года убытки от пригородных железнодорожных перевозок составили свыше 2,3 млрд. грн. Покрытие расходов доходами составляет лишь 11%. В такой ситуации сложно говорить о качественном улучшении качества пригородных перевозок.

Эксплуатация пригородных поездов стоит дорого, а используются они зачастую крайне нерационально, о чем свидетельствуют следующие примеры. Поезда повышенной комфортности № 801/802 сообщением Тячев-Ужгород и № 803/804 сообщением Хуст-Ужгород Львовской железной дороги: средняя населенность поездов за месяц составляла 11%, в будние дни количество пассажиров от 2 до 5%. Эксплуатационные расходы дизель-поезда в среднем за месяц составляют 700 тыс. грн. при этом выручка от реализации билетов составляет 79 тыс. грн. убытки железной дороги в месяц составляют 621 тыс. грн. Пригородный поезд № 6319/6320 сообщением Полтава-Гребенка Южной железной средняя населенность поезда за месяц составляла 20%. Ущерб железной дороге за месяц на один поезд в среднем составляет 262 тыс.грн. Пригородный поезд № 5402/6131 сообщением Менчугове-Новый Свет Донецкой железной дороги - средняя населенность поезда за месяц составляла 10%. Ущерб железной дороге за месяц на один поезд в среднем составляет 371,7 тыс. грн.

Усугубляет ситуацию в пригородном секторе пассажирских перевозок задолженность облгосадминистраций за льготные перевозки граждан. За 9 месяцев 2011 года Укрзализныцей перевезено пассажиров льготных категорий на сумму почти 1150 млн. грн, а компенсации получено лишь 25%.

«К сожалению, каждый раз, когда мы заводим речь о компенсации за перевозку льготников, у местных властей есть стандартный прием - переложить с себя ответственность, кивая на государственный бюджет, мол, из центра денег мало дают, - заявил генеральный директор Укрзализныци Владимир Козак. - Но мы уже отметили такую ??интересную закономерность, которая ярко иллюстрирует cтавлення даже не в железной, а к тем людям, которых мы перевозим, к жителям регионов. Чем богаче бюджет области, города, тем хуже они расплачиваются с железной дорогой. И наоборот: регионы с более скромными возможностями стремятся компенсировать нам хотя бы 70-80% от положенной суммы ».

В частности, Харьковская область - задолженность 27 млн. грн., Киев - 45 млн. грн., Сумма компенсации традиционно составляет 20-30% от необходимой суммы.

«Приходится констатировать, что уже укоренилось убеждение, что железнодорожный транспорт стерпит все. Неужели в этих мегаполисов меньше возможностей, чем у других городов? То есть, мы видим прохладное отношение к железной дороге. Обладминистрации продолжают делать вид, что проблемы не существует, хотя суммы по субвенций государственного бюджета, которые должны идти на компенсации за перевозку льготников, распределяются именно на областном уровне. Поэтому - решение этих вопросов - полная компетенция губернаторов областей », - отметил гендиректор.

На сегодня перед железными дорогами Украины поставлена ??задача перейти на новый уровень комфортности и качества обслуживания пассажиров. Однако существующая ситуация с невыплатой задолженностей, отсутствием государственных средств на обновление подвижного состава ставят перед железнодорожниками сложная задача поиска решений собственными усилиями. Железной неоднократно предлагали местным органам исполнительной власти подключиться к организации пригородных перевозок, в частности, грамотно распределить логистику пригородных перевозок между различными видами транспорта, предоставлять заказы на перевозки, развивать автобусное движение, выделять возможные средства на приобретение подвижного состава для пригородных перевозок в собственном регионе, как это предусмотрено Законом Украины «О железнодорожном транспорте». Укрзализныця даже предлагала купить на деньги автобусы и передать их в коммунальную собственность для замены наиболее убыточных пригородных маршрутов.

Железной готовы к конструктивному диалогу по оптимальной организации транспортного пригородного сообщения, также готовы идти навстречу местным властям в вопросах сохранения объемов движения электропоездов при условии компенсации убытков в соответствии с действующим законодательством.<

Теги новостей: