15.01.2017, 15:58

Как выглядит непризнанная "свобода": Южная Осетия

Ольга Кихтенко | Все новости автора

В 2008 году в результате пятидневной войны между бывшей автономной республикой Южная Осетия при участии России с одной стороны и Грузией с другой было объявлено о создании независимого государства Республика Южная Осетия. Но, так как вопрос о его международно-правовом статусе остался спорным, то о признании независимости Республики заявили только четыре государства-члена ООН (Россия, Венесуэла, Никарагуа и Науру), а также ряд подобных ей непризнанных республик. Так что же происходит там, спустя 8 лет? Какие цели преследуют власти молодого государства сегодня и чем живут его граждане?

Без прошлого не бывает будущего: как это было

Современная Южная Осетия (официальная форма — Республика Ю́жная Осетия, на практике используется и аббревиатура РЮО) объявила о своей независимости после военного конфликта с Грузией в 2008 году. И хотя Тбилиси считает ее своей законной территорией, Южная Осетия фактически является отдельным частично признанным государством.<

Вообще, автономной областью Осетия стала еще в те времена, когда в Грузии установилась советская власть и оставалась таковой в период с 1922 по 1990 годы XX века с центром в городе Цхинвали, статус которого долго был под вопросом. И хотя город был в основном грузинский, в конце концов его тоже подчинили Южной Осетии и со временем он становится вполне осетинским среди грузинских сел.

Затем, в период распада СССР, Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР изменила свой статус до автономной республики (1989 г.), а 20 сентября 1990 года объявила о независимости и создании республики Южная Осетия.

Неудачную попытку «усмирения» Осетии предпринял Звиад Гамсахурдия, один из лидеров грузинского национального движения, а впоследствии первый президент Грузии. Так, 10 декабря 1990 года Грузия заявила об «упразднении» автономной республики Южная Осетия. В результате стычек, в ходе которых погибло около 9 человек, Грузия ввела в регионе чрезвычайное положение и предприняла попытку взять под свой контроль ситуацию, введя в Цхинвали 6 января 1991 национальную гвардию и милицию, но они были вытеснены осетинами. В течение всего 1991 года в регионе происходили межэтнические вооруженные столкновения.

В 1992 году при президенте Грузии Эдуарде Шеварднадзе были подписаны Сочинские соглашения о статусе Осетии и в регион были введены российские миротворческие силы. В результате этого на месте Осетинской АР был формально созданы Джавский район, Ахалгорийский район, части Горийского и Карельского районов. Осетинское руководство не признало это деление и разделило страну на Джавский, Цхинвальский, Знаурский и Ленингорский районы.

Таким образом, после 1992 года Южная Осетия была фактически независимым государством — со своей конституцией (принята в 1993 году) и госсимволикой. Но власти Грузии продолжали рассматривать ее как административную единицу — Цхинвальский регион, однако активных действий по установлению контроля над Южной Осетией не предпринимали.

Но после событий 1991-1992 годов на территории Южной Осетии активную политическую роль стала играть Россия. Так, осетинам, проживающим на территории Цхинвальского региона Грузии (в том числе членам правительства непризнанной республики) выдавались российские общегражданские заграничные паспорта.

Также по утверждениям грузинской стороны, РФ осуществляла поставки вооружения в Южную Осетию.

Журнал «Власть» от 25 августа 2008 года приводил сведения из южноосетинских и североосетинских официальных источников о том, что бюджет Северной Осетии ежегодно получал из российской федеральной казны 2,5 млрд рублей на «международную деятельность», которые сразу же перечислялись в распоряжение правительства ЮО. Никакой прозрачной отчетности о расходовании перечисленных средств не представлялось.

Грузия неоднократно высказывала свои опасения в связи с подобными действиями России. Россия, в свою очередь, опровергала обвинения грузинской стороны.

В 2003 году в Грузии произошла Революция роз, в результате которой к власти пришел Михаил Саакашвили. С тех пор (до 2008 года) ситуация в зоне конфликта постоянно обострялась — заявлениями и действиями как грузинской, так и южноосетинской стороны.

В 2006 году незаметно прошла «гэбизация» осетинского руководства, в результате которого у власти в регионе оказались российские генералы (впоследствии оказалось, что перед началом конфликта основная часть правительства непризнанной республики Южная Осетия состояла из бывших российских чиновников, включая сотрудников спецслужб). Под контролем Осетии оказался Джавский район, Цхинвали, и еще несколько поселков, а под контролем Грузии - Ахалгорийский район и села вокруг Цхинвали. На остальной же территории, которая состояла из хаотично разбросанных грузинских и осетинских сел, продолжались вялотекущие вооруженные конфликты.

А 12 ноября 2006 года в Южной Осетии были одновременно проведены двое выборов и референдум о независимости. Одни выборы были проведены на территории, контролируемой югоосетинскими властями (на них победил Эдуард Кокойты и большинство высказалось за независимость Южной Осетии). Другие выборы были проведены на территории, контролируемой властями Грузии, и среди беженцев из Осетии, находящихся на территории Грузии (на них победил Дмитрий Санакоев). Обе стороны признали проводимые ими выборы демократичными и отражающими волю народа, а проводимые другой стороной — фальсифицированными.

В начале 2008 года произошло нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией, а летом начались регулярные перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Открытое противостояние, в котором участвовали Россия, Абхазия и Южная Осетия с одной стороны, и Грузия — с другой, произошло 8 августа 2008 года. Этот военный конфликт в Южной Осетии вошел в историю как пятидневная российско-грузинская война, в ходе которой погибло не менее 2000 человек.

война_в_Южной_Осетии

война_в_Южной_Осетии

Официальная версия Грузии

9 августа парламент Грузии единогласно утвердил указ президента Михаила Саакашвили об объявлении военного положения и полной мобилизации сроком на 15 дней. В тексте указа введение военного положения было обосновано необходимостью «предотвращения дестабилизации в регионе, вооруженных нападений на мирное население и фактов насилия, с целью защиты прав и свобод человека».

Заместитель министра иностранных дел Грузии в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» Ксении Байгаровой заявил, что «с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта».

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок "Град" нанесли удар по Цхинвали — вранье. Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя в том числе авиацию и "Град". Подчеркиваю, не населенные пункты».

война_в_Южной_Осетии

Официальная версия России

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев».

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии — граждане России и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ». По мнению Лаврова, «военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален». Необходимость бомбардировок военной инфраструктуры, находившейся вне зоны конфликта, Лавров объяснил тем, что она использовалась для поддержки грузинского наступления.

роccийское_участие_в_конфликте

война_в_Южной_Осетии

Официальная версии Южной Осетии

8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа.

Российская армия захватила грузинские поселки и Ахалгорийский район, а несколько тысяч беженцев ушли в Грузию. Дома беженцев были разрушены. (Так появилась «Мертвая миля» около Цхинвали).

История региона

Если обратиться к более ранней истории, то есть данные, что племя осов (осетин) поселилось в Закавказье еще в V век до н.э. Вообще же осетины (аланы) долгое время жили на северной стороне Кавказа, где ими было создано большое православное государство Алания, имевшее значительный вес в регионе, торговавшее и воевавшее с соседними государствами. Это государство было уничтожено монголами в середине XIII века. Загнанные в горы, осетины начали просачиваться на южную сторону хребта и совершать набеги на Грузию. В 1292 году им удалось захватить и лет десять удерживать город Гори. Потом Гори отбили, но осетины постепенно начали переселяться на южную сторону Кавказского хребта, и при этом довольно хаотично рассеивались по территории Грузии. В итоге образовалось плотное скопление осетинских сел в Джавском районе, образовались села восточнее и западнее Гори и в самом Гори, много сел появилось в отрогах Триалетского хребта, а отдельные осетинские семьи расселились и в других регионах. Когда Картлийское царство (феодальное государство в Восточной Грузии, возникшее во второй половине XV века в результате распада единого Грузинского царства, столица — Тбилиси) было ликвидировано и присоединено к России, а осетины вместе с грузинами познали все «прелести» колониальной политики, то именно они активне всех поддержали ушедших в партизаны потомков грузинских царей. Особенно в этой связи показательна история царевича Леона, которого осетины поддержали в 1810 году. Российские войска жгли осетинские села, морили осетин голодом, но они не выдавали Леона даже за большие деньги и продолжали сопротивляться российской власти еще лет 20. В итоге генерал Паскевич решился на масштабный поход против осетин и только после этого похода Осетия затихла.

А осетинско-грузинский конфликт начался всерьез уже в ХХ веке. В 1918 году осетины попали под влияние большевиков и устроили небольшое восстание, которое было жестко подавлено руководством Закавказской Конфедерации. В 1920 году последовало еще одно восстание, подавленное отрядами Валико Джугели. С этого момента пути осетин и грузин начали понемногу расходиться.

Вообще же, частично или полностью занимали современную территорию Южной Осетии занимали следующие ныне несуществующие государства: Иберия (Картли), Римская империя, Византийская империя (Восточная Римская империя), Алания, Хазарский каганат, Грузинское царство, Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик.

Географическое положение

Южная Осетия сегодня имеет размер территории 3 900 км². 

Расположена она в северной части Закавказья, на южных склонах Кавказских гор (89,3 % территории страны расположено на высоте свыше 1000 метров над уровнем моря). Выхода к морю не имеет.

На севере граничит с субъектом Российской Федерации — Республикой Северная Осетия-Алания, на западе, юге и востоке — с Грузией.

географическое_положение

Протяженность южноосетинско-грузинской границы — около 400 км. Для охраны границы между РЮО и Грузией создано 20 пограничных застав. Границу с Грузией охраняют 900 пограничников.

18 февраля 2015 г. был подписан договор о государственной границе между Южной Осетией и Россией.

флаг

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос белого, красного и желтого цветов. Цвета этого флага хорошо известны со времен аланской древности. Это традиционная для осетинской культуры цветовая гамма, в целом заключающая в себе идею мировой и социальной гармонии.

Герб имеет следующее геральдическое описание: «На круглом щите в червленом поле на золотой земле идущий золотой с черными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три); первая нижняя гора имеет две вершины, из которых первая выше».

Южная Осетия состоит из города Цхинвали (столица) и нескольких районов.

Цхинвали (осетинское — Цхинвал) — столица региона, довольно большой город на правом берегу реки Лиахви, около 5 километров с севера на юг и около 2-х с востока на запад. Город без значительных древностей, и, кроме того, пострадавший в результате военных действий в 2008 году.

Цхинвальский район (административный центр — Цхинвал) — столичный район, сложный и интересный. Здесь самая высокая плотность грузинских бывших сел, здесь сосредоточены основные культурные объекты, но здесь же — грузинская граница.

Знаурский район (административный центр — Знаур (Знаури) — расположен к западу от Цхинвали. Плотно застроен осетинскими поселками.

Джавский район (административный центр — Дзау (Джава) — северный район, примыкающий к российской границе. Наиболее открытый и посещаемый район региона ввиду того, что через него проходит трасса Транскам. Здесь расположены тихие деревни со старыми деревянными домиками. Район лесистый и малолюдный.

Ленингорский район (административный центр — Ленингор (Ленингори) — расположен в восточной части Южной Осетии. В результате грузино-югоосетинского конфликта начала 1990-х годов Ленингорский район 16 лет фактически был разделенным между двумя странами. В результате войны 2008 года осетинские отряды совместно с российскими войсками установили фактическую юрисдикцию Южной Осетии над всем Ленингорским районом.

Цхинвал

Районы делятся на сельские администрации (сельсоветы). Всего их — 41. В том числе в Цхинвальском районе — 15, в Дзауском — 12, в Ленингорском — 8, в Знаурском — 6 сельских администраций (сельсоветов).

В республике статус города имеют только два населенных пункта — Цхинвал и Квайса.

Три населенных пункта имеют статус поселков городского типа — Дзау, Знаур и Ленингор. Все остальные населённые пункты имеют статус сел.

Население

По окончательным итогам переписи населения Южной Осетии 2015 года, его численность составила 53 532 человека (из них 30 432 человека в Цхинвале).

По итогам Всесоюзной переписи населения СССР 1989 года численность населения Южной Осетии составляла 98 527 человек (из них 42 333 человек в Цхинвале).

В Докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории Южной Осетии до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек.

По официальным данным самой Южной Осетии (на официальном сайте президента РЮО) в 2009 году была указана численность республики в 72 тысячи человек.

По данным Комитета по миграции ПАСЕ численность Южной Осетии после августовских событий составила порядка 50 тысяч человек к 2009 году.

По данным центра «Демос», основываясь на данные избирательных комиссий, сведений о миграции беженцев и численности учащихся школ, в 2009 году численность наличного населения РЮО была в пределах от 26 до 32 тысяч человек, из которых в Цхинвале не более 17 тыс. человек.

По данным «подворового опроса» 2012 года численность населения Южной Осетии составила 51 572 человек, из которых в Цхинвале — 28 664 человека.

Население Южной Осетии состоит из осетин, грузин и некоторых других этнических групп (в основном русские, а также армяне, евреи), при этом осетинские и грузинские населенные пункты (до августа 2008 г.) были перемешаны друг с другом.

Многие осетинские семьи покинули регион в результате вооруженного конфликта 1990-1992 гг, найдя убежище на российской территории, в основном в Северной Осетии-Алании.

Во время вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года беженцами из зоны конфликта стали 15 тысяч этнических грузин (более 80 % грузинского населения) и 34 тысячи осетин (более 70 % осетинского населения).

По данным «подворового опроса» 2012 года осетины составили 89,1 % жителей республики, грузины — 8,9%, русские — 1%, представители других национальностей — 1%.

По данным Южной Осетии 2015 года большинство населения составляют осетины — 89,9 %.

Статус государственного имеют два языка — осетинский и русский (13 ноября 2011 года прошёл референдум по вопросу присвоения русскому языку статуса государственного. «За» проголосовали 83,99% избирателей).

Осетинский язык — основной язык населения Южной Осетии. На осетинском языке вещает центральное телевидение, выходит газета «Хурзæрин».

На русском вещают центральное телевидение и радио, выходят газеты «Южная Осетия» и «Республика». На русском языке ведут обучение все образовательные учреждения республики.

Что касается грузинского языка, то в результате вооруженного конфликта в 2008 году его ареал на территории республики заметно сократился и, согласно Конституции РЮО, официально используется для общения в восточной части Ленингорского района республики (в местах компактного проживания граждан РЮО грузинской национальности).

Государственное устройство

Южная Осетия имеет республиканский политический строй.

Форма правления — президентская республика. Президент осуществляет государственную власть и является как главой государства, так и главой исполнительной власти. Президент избирается на 5 лет и может занимать этот пост не более двух раз подряд.

Высший законодательный орган страны — парламент. Президент не имеет права быть депутатом парламента. Парламент состоит из одной палаты, включающей 33 депутата, избираемых на 5 лет с помощью равного, всеобщего и прямого избирательного права, посредством тайного голосования, осуществляемого по многомандатно-территориальной избирательной системе.

Высшим коллегиальным органом исполнительной власти является Правительство Республики Южная Осетия.

В мае 1992 года был создан Комитет государственной безопасности Южной Осетии. КГБ Южной Осетии является составной частью сил обеспечения безопасности Южной Осетии и в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает борьбу с преступностью и терроризмом, а также борьбу с иностранными разведками.

Численность КГБ — 500 человек. В составе КГБ есть антитеррористическое спецподразделение (СпН) и пограничная служба.

Надзор за исполнением законов, указов Президента Республики Южная Осетия и иных нормативных правовых актов осуществляет прокуратура Республики Южная Осетия, возглавляемая Генеральным прокурором.

Судебная власть представлена системой судов во главе с Верховным судом. Конституцией предусмотрен Конституционный суд.

Религия

Югоосетины – православные христиане с некоторыми языческими рудиментами в сознании. Эта двойственность удивительным образом прописана даже в Конституции: "Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа". (Гл. II, Ст. 33)

религия_в_Южной_Осетии

Здесь нет традиции ставить кресты на каждом перекрестке или горе. Что касается храмов, то их тоже единицы, так как после 1990 года их не строили. Тирский монастырь был единственным действующим монастырем, но в 2010 году его расформировали. Древний монастырь Сабацминда под Цхинвали был интересен, но в 1991 году его уничтожило землетрясение. Есть храм в осетинском селе Ванели и 4 храма в Цхинвали. Несколько храмов на территории грузинских сел сейчас пустуют.

Исторически регион относился к Никозской и Цхинвальской епархии, а резиденцией епископа было село Никози (совсем рядом с Цхинвали, но на грузинской стороне). После начала конфликта осетины отказались подчиняться грузинской церкви и пытались присоединиться к Московскому Патриархату, который, однако, эту инициативу не поддержал. Тогда осетины договорились с греческой старостильной церковью и в 2005 году была основана Аланская епархия (не путать с древней Аланской митрополией). Проблема в том, что старостильная церковь хоть и является по сути православной и признает все таинства, но находится фактически в расколе вплоть до запрета евхаристического общения. Получается, что осетины фактически не могут посещать не только грузинские, но и русские храмы (в том смысле, что не допускаются к причастию). Соответственно, и русским православным присутствовать на их службе не положено – по соображениям церковной дисциплины. Вместе с тем, в Цхинвали есть часовня Александра Невского, находящаяся в юрисдикции РПЦ.

После войны в августе 2008 население и руководство республики настроено против вмешательства РПЦ и ГПЦ во внутрицерковные дела Южной Осети.

Гражданство

паспорт_Южной_ОсетииОфициальным документом, определяющим гражданство частично признанного государства Южная Осетия, является паспорт граждани́на Республики Ю́жная Осетия. Он был введен 16 августа 2006 года (до этого и в настоящее время жителями Южной Осетии использовались российские и советские паспорта). Однако он предназначен для удостоверения личности и использования только в некоторых странах и в некоторых регионах с нечетким правовым статусом, так как, Южная Осетия не признается многими государствами.

1 февраля 2010 года подписано соглашение о безвизовом режиме между Россией и Южной Осетией, что официально регламентирует действие паспортов Южной Осетии на территории РФ. Безвизовый режим вступил в силу 4 марта 2010.

С 1 августа 2014 года начался прием заявок на оформление паспорта гражданина Республики Южная Осетия, удостоверяющего личность гражданина Республики Южная Осетия за пределами Республики (загранпаспорт).

В Южной Осетии официально разрешено множественное гражданство.

Образование

Что касается образования, то по данным Министерства образования в настоящее время в Республике действует 20 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в том числе 14 городских и 6 сельских, которые посещают 2 747 детей. Не охвачено дошкольным образованием 1 070 детей.

Около 88% (2 435 человек) от общего числа воспитанников детских садов приходится на долю жителей города Цхинвала. Воспитание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях образования осуществляют 306 педагогических работников. На одного педагогического работника в городе в среднем приходится более 9 воспитанников, в сельской местности — 5 человек.

Государственная система общего образования Республики включает 52 учреждения. Общее количество обучающихся в государственных образовательных учреждениях — 4 797; в негосударственных — 547.

В системе общего образования работают 1 276 педагогических работников, из которых 26,6 % имеют высшую квалификационную категорию, 44 % — первую квалификационную категорию. 93% педагогов имеют высшее образование, остальные — среднее профессиональное (в начальных классах).

В Республике имеется единственный вуз - Юго-Осетинский государственный университет имени Александра Тибилова, который находится в Цхинвали. Ранее он назывался Сталинирским агробиологическим институтом, затем Юго-Осетинским педагогическим институтом, а в 1993 году был преобразован в Юго-Осетинский Государственный университет имени Александра Тибилова. В апреле 2015 года ЮОГУ был принят в Евразийскую ассоциацию университетов.

Для выпускников РЮО выделяют места вузы РФ, Северной Осетии, ДНР, ЛНР. Так в 2016 году школы Южной Осетии окончили 489 выпускников. Из них 144 абитуриента поступили в российские вузы.

Южно-осетинские_выпускники

Республиканские СМИ и свобода слова

Средства массовой информации Республики Южная Осетия насчитывает более десятка различных газет, журналов и радиостанций, среди которых общественно-политическая газета «Южная Осетия» (является самым массовым изданием в республике), общественно-политическая газета «Хурзарин» на осетинском языке, независимая телекомпания «Ног бон», ггосударственная радиостанция «ИР» и т.д. Примечательно, что последние два издания - независимое и государственное - представляет один и тот же директор - Коста Кочиев.

Интернет в республике доступен далеко не каждому, т.к. он дорогой и очень медленный. Тем не менее некоторые интернет-СМИ все же понимают одну из основных проблем Республики (отсутствие свободы слова) и по-своему стараются это освещать.

К примеру, популярный информационный портал Южной Осетии nykhas.ru в 2016 году в мае 2016 года написал:

"...представители исполнительной и законодательной власти имеют искаженное представление о свободе слова. Взращенные советской партийной системой, погрязшие в коррупционных схемах и махинациях после распада СССР люди, просто не понимают, какое колоссальное значение для социума и государства имеет независимая журналистика".

"...именно отсутствие свободы слова в Южной Осетии – одна из основных причин отсутствия реальных реформ за последние несколько лет. Красивые слова о демократии и независимом вещании лишь яркая обложка, за которой скрывается масса официальных и полуофициальных путей влияния на редакционную политику сайтов, радиостанций, телеканалов и газет".

Из-за своей позиции сайт регулярно подвергался хакерским атакам. 

Новые экономические условия: в чем прогресс

Валюта республики — российский рубль. Национальный Банк Южной Осетии основан на базе Югоосетинского управления госбанка в 1992 году. Постановлением от 7 мая 1992 г. было принято решение руководствоваться Уставом, положениями и другими инструктивными материалами Центрального банка России.

25 ноября 1995 года Верховным Советом Республики Южная Осетия был принят Закон «О Национальном банке Республики Южная Осетия».

В 2007 г. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк Республики создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков.

15 июля 2008 году Парламентом Республики Южная Осетия был принят Закон Республики Южная Осетия «О Национальном банке Республики Южная Осетия» в ныне действующей редакции.

В середине 2013 года отмечалось, что в последние годы на обеспечение функционирования организаций бюджетной сферы Южной Осетии Россией выделялась ежегодно финансовая помощь порядка 2,8 млрд рублей.

В декабре 2014 года правительство Южной Осетии одобрило проект закона о государственном бюджете республики на 2015 год. Вся доходная часть госбюджета составила 7,31 млрд рублей, в том числе 3,6 млрд — это финпомощь России на социально-экономическое развитие, ещё 3,6 млрд рублей — финпомощь России в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы.

О состоянии дел в Республике лучше судить, опираясь на отчеты независимых наблюдателей.

Так еще в июне 2010 года неправительственная организация «Кризисная группа» опубликовала доклад по Южной Осетии, который назывался «Бремя признания» и в какой-то мере компенсировал информационный вакуум о ситуации, сложившейся там (Прим. «Кризисная группа» - некоммерческая независимая международная организация, насчитывающая более 135 сотрудников на пяти континентах, была создана в 1995 году для прогнозирования, предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов).

В докладе указано, что после августовского конфликта 2008 года и закрытия административных границ с Грузией вся экономика Южной Осетии была вынуждена переориентироваться на Россию. Бюджет РЮО при этом вырос с 87 миллионов долларов в 2009-м до 140 миллионов долларов в 2010 году, однако на 98,7% — это российские деньги.

Южная Осетия — это традиционно сельскохозяйственный регион. Однако после ухода грузинских фермеров их поля и виноградники остаются в полном запустении. Остальные сельхозземли находятся в госсобственности, что препятствует их освоению. Внутренний рынок не развит, местное сельхозпроизводство удовлетворяет его потребности лишь на 20%. Экспорт таких культур, как яблоки и персики, в Россию (больше некуда) не выгоден из-за высоких таможенных пошлин.

Местные фермеры также не могут снабжать продуктами даже военнослужащих с многочисленных российских военных баз, так как Минобороны РФ имеет дело только с крупными поставщиками.

Большой приток российских военнослужащих и строителей в регион спровоцировал поствоенный бум частных кафе. Но остальной бизнес восстанавливается крайне медленно.

Завод по производству минеральной воды «Багиата» и завод «Вибромашина» принадлежат властям РЮО (а это самые большие промышленные предприятия Республики) и работают только на 20% своей мощности. Крупная пивоварня, принадлежавшая до августовского конфликта грузинскому бизнесу в Ахалгори, была экспроприирована осетинскими властями, но не работает.

Перед войной подавляющее большинство жителей РЮО жили за счет нелегального трансфера товаров из Грузии в Россию и обратно через РЮО, а сами югоосетины предпочитали покупать товары массового потребления на огромном и дешевом рынке около Тбилиси - Лило. Теперь 90% всего, что продается в Южной Осетии, импортировано из России. Цена на эти товары — на 50-100% выше, чем на юге России.

Государственный сектор является крупнейшим работодателем в регионе, наблюдается рост зарплат. Например, зарплата учителя выросла с 3000 рублей до войны до 7-8 тысяч — в 2010 г. Зарплата сотрудников силовых структур РЮО составляет от 250 до 400 долларов, эта работа является самой предпочтительной для мужского населения.

Восстановительные работы также создали рабочие места, но в основном — для неквалифицированных рабочих (большинство российских строительных фирм, работающих в ЮО, привозят свои кадры).

Банковская система представлена двумя госбанками (Нацбанк и Сбербанк). В Республике нет ни одного частного иностранного банка (даже российского).

Почтовая система не работает вообще, чтобы отправить письмо, нужно ехать в Северную Осетию.

Общественный интернет - очень дорогой и медленный - доступен только в одном интернет-кафе на всю республику.

Валюта Южной Осетии - российский рубль, и власти РЮО вообще не планируют переходить на собственную валюту.

Транспортная система находится в упадке. Дорогостоящий проект по проведению дороги из Цхинвали до Ахалгори, начатый российским бизнесом еще до августа 2008 года, так и не закончен.

Медицинскую помощь жители предпочитают получать за пределами республики. Однако после войны грузинская медицина больше недоступна (до августа 2008 года около 40% населения РЮО обращалась за медпомощью в Грузию). На территории России бесплатную медицинскую помощь могут получить только те югоосетины, у которых есть внутренний российский паспорт с пропиской.

Образование в Южной Осетии - в упадке. Количество учеников в некоторых селах не превышает 10 человек. В 2010 году 430 учащихся получили аттестаты о школьном образовании. Почти все выпускники РЮО хотели бы учиться в России, где для них предусмотрены квоты в российских высших учебных заведениях.

После августовского конфликта Россия выделила $840 миллионов (26 миллиардов рублей) на восстановление экономики Южной Осетии. То есть на каждого резидента РЮО пришлось примерно по 28 тысяч долларов.

На данный момент восстановлены 385 административных зданий, а также школы, детские сады, цхинвальский госпиталь и т.п. Что касается частного жилого сектора — то он по-прежнему в руинах.

Поселок Московский (строят за счет бюджета Москвы на месте снесенного бульдозерами грузинского села Тамарашени) — единственный завершенный проект. Но и там люди не живут, так как отсутствуют коммуникации.

А вот комментарий консультанта Международной группы по предотвращению кризисов Варвары Пахоменко: «Результаты первой проверки Счетной палаты РФ были опубликованы в конце 2008 года. В отчете говорилось, что РЮО было выделено 55 миллионов долларов. Дошло до республики только 15 миллионов долларов. Из них было потрачено на восстановление лишь 1,4 миллиона долларов. К концу 2008 года было восстановлено лишь 8 из запланированных 111 объектов.

Основные деньги начали поступать в республику лишь в августе. Из 10 миллиардов рублей, которые Россия должна была перечислить в РЮО за 2008 и 2009 годы, в республику поступило 8,5 миллиарда рублей. Из этих денег 1 миллиард был выделен для восстановления частного жилого сектора. И этой суммы должно было хватить на восстановление 400 разрушенных во время августовского конфликта домов. Однако когда Госкомитет по восстановлению РЮО в лице руководителя Зураба Кабисова отчитался, оказалось, что к весне этого года смогли восстановить только 102 дома, а деньги уже кончились».

Но Россия продолжает посылать деньги в регион и обещала выделить в 2010 году дополнительные 5,7 миллиарда рублей на восстановление инфраструктуры (дороги, водопроводы и проч.). Российские дипломаты заявляют, что было бы предпочтительнее перейти от безвозмездной помощи РЮО к кредитам, но тут же оговариваются: в ближайшие 10-15 лет это вряд ли произойдет.

Россия заявила о размещении 3800 военнослужащих на территории Южной Осетии уже на следующий день после подписания плана Медведева-Саркози. Российские базы на данный момент — в Цхинвали, Джаве, Канчавети, Курты. Также идет строительство дополнительной базы около села Синагури, вблизи восточной административной границы с Грузией. Базы расположены на стратегических высотах (вершинах холмов) и позволяют России контролировать Восточную и Западную Грузию.

Ситуация в Ахалгори доказывает приоритет военных интересов России над нуждами самой Южной Осетии. Этот населенный грузинами район отдален от Цхинвали и не столь важен для местных властей. Однако расположенная там российская база находится всего в 50 километрах от Тбилиси и потому представляет большую стратегическую ценность для России.

Россия также намерена потратить 35 миллиардов рублей (1 миллиард 200 тысяч долларов) на возобновление строительства ТРАНСКАМа и реконструкцию Рокского тоннеля. Только подготовительные дорожные работы обойдутся в 10 миллиардов рублей. Также российские власти объявили тендер на строительство аэродромов для вертолетов в Джаве и Ахалгори, активно обсуждается план по строительству новой дороги между Южной и Северной Осетией через Мамисонский перевал.

900 российских пограничников несут службу по охране административной границы Южной Осетии с Грузией вместо осетинских военнослужащих. Официально Россия называет это «помощью в демаркации государственной границы» независимой Южной Осетии.

Тем временем РЮО сокращает собственные вооруженные силы: трехтысячная армия Южной Осетии будет сокращена до 200 человек в ближайшие два года. Около 600 осетинских миротворцев были уволены в 2009 году.

И российские, и местные эксперты уверены, что, если экономика и дальше не будет развиваться, Южная Осетия превратиться в российский гарнизон. Количество российских военнослужащих уже составляет одну шестую от всего населения РЮО.

Еще через 3 года (в сентябре 2013 года) на сайте южноосетинского информагентства РЕС была размещена аналитическая статья «Динамика социально-экономического развития РЮО», в которой отмечалось, что в Республике наблюдается «перманентный, глубокий экономический кризис из-за разрушения инфраструктуры, ряда предприятий, разрушения жилого фонда; фактически остановлены многие предприятия или работают на 5-10% от уровня начала 1990-х годов. Причинами этого явления являются: разрыв привычных хозяйственных связей после распада СССР, многолетняя экономическая блокада республики со стороны Грузии, закрывшей для предприятий РЮО закавказский рынок, установление РФ в 1994 году государственной границы в районе с. Нижний Зарамаг и жесткий режим прохождения грузов и людей через нее, практически полное отсутствие конкурентоспособной продукции. Причем, расчеты на то, что после признания независимости РЮО пересечение границы грузами и людьми упростится, не оправдались, а для некоторых видов продукции существенно усложнились. Это обусловило постоянную убыточность промышленных предприятий Республики, отсутствие или неразвитость рыночных механизмов и действие законов свободной экономики. Убыточность предприятий стала причиной ненормального положения, которое выражается в том, что предприятия практически не участвуют в формировании государственного бюджета республики;

  • высокая степень изношенности основных производственных фондов промышленности, которые не обновлялись с конца 1980-х годов. Как следствие этого – невозможность выпуска продукции, отвечающей современным требованиям.
  • неразвитость новых, рыночных форм хозяйствования, отсутствие акционерного капитала, подавленная реакция на рыночные преобразования;
  • общественное сельское хозяйство малопродуктивно и испытывает серьезные затруднения с оснащением техникой и механизмами. Фермерские хозяйства находятся только в стадии становления и на данный момент не играют серьезной роли в формировании национального богатства;
  • сфера малого и среднего бизнеса ограничена сферой торговли, услуг и общественного питания, практически нет частных предприятий в реальном секторе экономики, а тем более, в сфере инноваций;
  • естественное старение и деквалификация трудовых ресурсов. Эти процессы усугублены отъездом части деятельной рабочей силы за пределы Республики особенно в 1990-е годы и практически полным развалом системы профессионального и среднего специального образования. В республике преобладает отсутствие мотивации к трудовой деятельности, обусловленное не только низким уровнем заработной платы, но и проблемами социально-психологического порядка. При этом растет безработица — в Южной Осетии только официально зарегистрированы 3430 безработных, или в 1,8 раза больше, чем в 2009 году. Наиболее быстрыми темпами безработица растет среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. Это, в свою очередь вызывает к жизни отъезд из республики экономически активного населения и усугубляет и без того сложную ситуацию на рынке труда. В очень сложном положении находится государственный университет, основное здание которого было сожжено в ходе августовской войны 2008г.
  • низкий уровень жизни населения. Большая часть населения имеет доходы ниже прожиточного уровня;
  • сложные проблемы в области демографии — на протяжении последних 20-и лет наблюдается процесс депопуляции, смертность превышает рождаемость;
  • низкая инвестиционная привлекательность РЮО из-за внешнеполитических рисков, в связи с отсутствием мирного договора с Грузией и закрытостью по политическим мотивам закавказского рынка, а также незащищенностью прав и интересов инвесторов. Положительным фактором в области инвестиций является либеральное законодательство в инвестиционной сфере;
  • отрицательное сальдо торгового баланса РЮО — ввоз многократно превышает вывоз промышленной продукции, продовольствия, товаров повседневного спроса, не говоря уже о товарах долговременного пользования. Излишне говорить о том, что подобное положение создает реальные угрозы продовольственной безопасности республики. Помимо этого, транспортные расходы значительно увеличивают себестоимость продукции и, таким образом, способствуют существенному росту цен на основные продукты и товары. Цены на большинство товаров первой необходимости на 50-100% выше, чем в среднем по ЮФО, что служит дополнительным фактором снижения реальных доходов населения. Как уже упоминалось, эти доходы и без того невелики. Кроме того, товары приобретаются на российских оптовых базах со значительными скидками, что свидетельствует только о том, что срок годности этих товаров подходит к концу и их качество далеко от требуемого;
  • отсутствие собственных источников энергии создало ситуацию, при которой Южная Осетия полностью зависит от внешних источников энергоносителей;
  • упомянутые тенденции и процессы приводят к тому, что наличные деньги в обороте на территории Южной Осетии почти не задерживаются, поскольку плата за энергоносители и продукцию через один оборот «вымывает» всю наличность за пределы РЮО. Помимо постоянной нехватки наличности и связанными с нею задержками по выплатам, этот фактор служит одной из главных причин отсутствия внутренних инвестиций и невозможности создания большинством населения накоплений и приведения семейных бюджетов к ситуации, когда товары длительного пользования составляют 2/3 всех расходов. Плата за продукты питания, коммунальные услуги и энергоносители составляют более 50% всех поступлений, а в осенне-зимний период и того больше;
  • отсутствие эффективной банковской системы создало условия, при которых финансовая составляющая общественного производства неактуальна. Нет кредитования реальных отраслей экономики, финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства носит скорее символический характер;
  • учитывая то, что здоровье граждан — категория экономическая, низкий уровень здравоохранения в республике является фактором снижения эффективности общественного производства, а недопустимо низкий процент средств, выделяемых из государственного бюджета на эти цели, не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Кроме того, уровень заболеваемости в республике за последнее время резко возрос. Причем, выросло количество именно тяжелых заболеваний — новообразований — в 2,6 раза по сравнению с 2011 г. и в 4,4 раза по сравнению с довоенным 2007 годом, болезни органов дыхания — в 2,1 раза по сравнению с 2007г., системы кровообращения — почти в 2 раза ит.д. Общее количество заболеваний составило 45277 случаев, т.е. практически каждый человек в РЮО хоть раз обращался к врачу в течение 2012 года. Помимо чисто социального явления, это тяжелое явление есть суть фактор снижения эффективности трудового ресурса общественного производства.

Перечисление проблем в экономике РЮО можно было бы продолжить, но очевидно одно — нет практически ни одной сферы социально-экономической жизни республики, в которой ситуация была бы более или менее приемлемой. Причины носят как объективный, так и субъективный характер. Эти факторы привели к тому, что сегодня, спустя пять лет после признания государственной независимости республики, ситуация в экономике продолжает оставаться весьма сложной.

ВВП республики не выдерживает сравнения даже с ВРП депрессивных регионов РФ и районами с экстремальными условиями жизни, такими как, Республики Тыва, Алтай, Хакассия, Калмыкия и т.д. По сравнению с соседними республиками Северного Кавказа, сходными по климатическим и этническим признакам с Южной Осетией, ВВП на душу населения последней составляет 63%. А, если учитывать то обстоятельство, что около половины рассчитанного за 2012 год ВВП Южной Осетии (1664,7 млрд.руб.) составляет строительство, финансируемое из федерального бюджета РФ, то можно сделать вывод о том, что разрыв как минимум, удваивается. По итогам 2012 года ВВП Южной Осети на душу населения составляет 66,3 тыс.руб. (без учета средств на восстановление — 34,0 тыс.руб.). Средняя заработная плата в РЮО составляет по промышленности – 9667 тыс.руб., сельскому хозяйству (по крестьянско-фермерским хозяйствам) 7150 рублей, строительству — 28628 тыс.руб. и т.д.

Кроме того, Южная Осетия связана с Россией, а значит, и со всем внешним миром, только автомобильной Транскавказской магистралью, Рокским тоннелем. Соответственно, транспортные издержки при поставках сырья и материалов, экспорте готовой продукции являются одной из главных статей калькуляции себестоимости продукции, что делает ее в ценовом аспекте неконкурентоспособной.

Рокский_тоннель

В Южной Осетии энергосбытовая организация ГУП «Энергоресурс» обеспечивает население и экономику электроэнергией за 2,64 руб., т.е. по расценкам, сравнимым с аналогичным показателем в столице США — Вашингтоне. Это приводит к существенному удорожанию себестоимости продукции, а для домохозяйств становится фактором снижения реальных доходов семейного бюджета.

Все перечисленное создает такие сложности в деле становления и развития югоосетинской государственности, что многочисленные противники признания государственности РЮО пытаются представить ситуацию таким образом, что-де Южная Осетия обречена на существование в качестве некой территории, полностью дотируемой из бюджета РФ. Для того, чтобы опровергнуть подобные «экспертные измышления», руководство Республики Южная Осетия должно реализовать сложные программы и мероприятия по строительству государственности. Причем, эти меры касаются не только экономики, но и сферы политико-правового строительства. Очевидно, что система управления республикой дает серьезные сбои независимо от смены политических элит. Что касается экономической сферы, то… представляется, что без масштабного реформирования народного, хозяйства, кардинального изменения подходов к проблеме, если хотите, ментальности командиров экономики, позитивных результатов не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем, ждать не приходится».

В 2014 году на сайте РЮО «Точка зрения» была опубликована аналитическая статья «Экономическая реабилитация Южной Осетии: текущие задачи и стратегия развития» в которой снова отмечается, что

«свыше 70% производственных мощностей предприятий пришли в негодность, морально устарели. В связи с этим работа заводов и фабрик частично или даже полностью парализована. Из 17 предприятий реально функционируют только 9.

Одним из самых ярких достижений в экономическом секторе в РЮО является строительство газопровода «Дзуарыкау-Цхинвал», который полностью удовлетворил потребности всей республики в этом виде топлива. Газ стал дешевле, поступает бесперебойно. Раньше российский газ попадал в Южную Осетию через Грузию, которая за счет транзита поднимала цены.

Электроэнергия также поступает в Южную Осетию из России.

Транспорт

Еще одно уязвимое место — транспортное сообщение. Долгое время между Северной и Южной Осетией не было вообще никакой связи, кроме горных троп. Из Владикавказа в Цхинвали ездили через Тбилиси. И только в 1989 году случилось эпохальное: событие: открылся Рокский туннель и появилась трасса Транскам (Транскавказская автомобильная магистраль). Она является главной транспортной артерией, которая напрямую связывает Южную Осетию с Северной, а через неё – и с Россией. Это самый короткий, удобный и круглогодичный транспортный путь, который надёжно связал Северный Кавказ с Закавказьем. Сейчас это дорога является единственной транспортной артерией, которая соединяет РЮО с внешним миром.

Транскам

Железная дорога появилась в Южной Осетии только в 1940 году, это была ветка Гори — Цхинвал. В результате агрессии 1991-1992 гг. она перестала функционировать, а сами пути были разобраны.

Для анализа развития транспорта посмотрим на данные за 2011 год, приведенные newsruss.ru в разделе «Экономика ЮО»: За 2011 год РГУП «УАТ-ЮО» была проведена работа по возобновлению движения автотранспорта по международным, городским и сельским маршрутам и оказанию транспортных услуг. За 2011 год полученные общие доходы от перевозок пассажиров и оказания транспортных услуг, по сравнению с 2010 годом, увеличились на 9,54 млн руб. и составили 24,2 млн руб. Объем перевезенных грузов составил 139 тыс. тонн. Доходы от грузовых перевозок составили 4,71 млн рублей, а расходы — 4,01 млн рублей. Пассажирооборот по сравнению с 2010 годом уменьшился на 307 тыс. пас. км. и составил 6,20 млн пас. км. Доходы от перевозок пассажиров за 2011 год составили 19,5 млн рублей (в 2010 году — 14,6 млн рублей), а расходы 24,6 млн рублей (в 2010 году — 21,0 млн рублей). Убытки по итогам работы предприятия за 2011 год составили 5,15 млн рублей, хотя сумма выпадающих доходов пассажирских перевозок правительством Южной Осетии была компенсирована. Среднесписочная численность работников автотранспорта увеличилась по сравнению с 2010 годом на 29 человек и составила 144 человек. Среднемесячная заработная плата составляет 7431 рублей.

Железнодорожное сообщение с Россией отсутствует. Аэродрома тоже нет.

Международные связи

Еще в 1992 году, когда еще велись военный действия, было создано Министерство иностранных дел РЮО. Вслед за этим был образован Государственный комитет экономики РЮО, который впоследствии трансформировался в Министерство экономики РЮО.

Первое экономическое соглашение в 1993 г. было заключено с Республикой Северная Осетия. Затем в Москве в 1996 г. состоялось подписание межгосударственного Меморандума, который включал разделы, касающиеся экономического сотрудничества. Взаимосвязям в сфере хозяйственной деятельности отведено место и в Договорах, подписанных Правительством РЮО с Республикой Абхазией и Приднестровской Молдавской Республикой. Эти три государственных образования объединились в Межпарламентскую Ассамблею «За безопасность и права народов».

Самая большая экономическая поддержка шла Южной Осетии со стороны России. На первом этапе она строила свои отношения как правопреемница СССР, но вскоре параметры, объёмы и условия сотрудничества стали приобретать новые очертания. Материальная, техническая и любая другая помощь поступала из России в Южную Осетию на всём протяжении от сентября 1990 до августа 2008 года, но имела существенные ограничения по той простой причине, что политический статус последней был не определен. После завершения «пятидневной войны», 26 августа 2008 года Россия признала Республику Южная Осетия, и с этого момента начался новый отчёт времени».

После окончания военных действий о признании независимости Южной Осетии первой заявила Россия. Впоследствии ее примеру последовали Никарагуа, Венесуэла, Науру (2009 г.) и Тувалу (2011 г.). Но в 2013 году Науру отозвало свое признание, а в 2014 г.отказалось от признания и Тувалу. В 2015 году Южная Осетия была признана также практически никем непризнанной самопровозглашённой в 2014 году Луганской Народной Республикой.

плакат

Жизнь населения в новых экономических условиях

На сайте Министерства экономического развития РЮО сообщалось, что средняя заработная плата в республике в 2016 году составит 15 тысяч рублей. А в третьем квартале 2015 года прожиточный минимум трудоспособного населения составил 10 412 рублей, а размер средней зарплаты при этом — 12 340 рублей.

А вот что касается отдельных категорий, то, например, в 2016 году средняя зарплата врачей республики составляла 28 145 руб., среднего медперсонала 17 658 руб., младшего медперсонала 12 879 руб. (по заявлению министра здравоохранения РЮО). Уровень заработной платы отдельных категорий работников в учреждениях образования и соцобслуживания населения – 21 795 и 24 958 руб. соответственно.

А вот на сайте министерства образования указано, что средняя заработная плата педагогических работников дошкольных учреждений в месяц составляет: в городе — 13 907 рублей, в сельских районах — 10 928 рублей. Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ в месяц составляет в городе — 12 765 рублей, в сельской местности 14 583 рубля.

Что касается пенсий, то еще к концу 2011 года средняя пенсия в Южной Осетии составляла 1585 рублей, в 2016 году минимальная социальная пенсия стала 2900 рублей, а трудовая — 6740. Югоосетинскую пенсию получают около 3500 пенсионеров. Однако было объявлено, что после подписания Соглашения между Российской Федерацией и Южной Осетией о пенсионном обеспечении граждан РФ, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия, в рамках договора о союзничестве и интеграции, в 2017 году пенсии будут увеличены на 18, 8%. Под такое повышение подпадают 627 пенсионеров с российским гражданством. Ожидается и увеличение пенсий для тех пенсионеров, у которых только югоосетинское гражданство, но на сколько – не ясно. При этом стаж трудовой деятельности пенсионеров будет отсчитываться от 1 января 2002 года. Стаж работы, который был у граждан РЮО до 2002 года, учитываться не будет.

Новости медицины: Россия планирует с 2017 года выдавать медицинские полисы своим гражданам, проживающим на территории Южной Осетии. Таким образом, эти люди смогут получать медицинскую помощь в ведущих медицинских центрах на территории России.

Что касается цены на продукты питания, медикаменты, бытовую химию, фрукты и овощи в Цхинвале, то жители республики считают, что они выросли "до московских". Предприниматели же объясняют это ростом американской валюты, высокими таможенными сборами, налогами и арендной платой за помещения под магазины. Об этом сообщает издательство Sputnik.

Мнения со стороны

Если кому-то не очень интересны приведенные выше цифры, то можно узнать мнение людей, которые в силу каких-то обстоятельств (профессиональная деятельность, любопытство или отдых) побывали в Республике совсем недавно:

Российский путешественник и мировой гид Алексей Мухранов:

"Южная Осетия – страна, где живут не столько по законам, сколько по понятиям. Официальные лица руководствуются тут в основном своими настроениями, а не официальными правилами. То есть, если сотрудник МД не хочет, чтобы вы куда-то шли, то можно считать, что идти туда официально запрещено. Не удалось добиться от сотрудников ВД (в ранге майора) ответа на вопрос, на какой срок разрешается задерживать человека без предъявления обвинения. Поэтому в Осетии трудно разобраться, что можно, а что нельзя. Приходится полагаться на интуицию.

Иными словами, Южная Осетия – это СССР, но в более явной и грубой форме. Причем, население не дистанцируется от «сотрудников», а активно им помогает. То есть, склонно так же что-нибудь запрещать".

полный текст ]]>здесь]]>

Андрей Родимцев, путешественник:

"Самое сильное впечатление на трассе оставляют опустевшие грузинские села. На протяжении шести километров перед въездом в Цхинвал непрерывной чередой тянутся брошенные дома, пустые школы, спиленные в садах фруктовые деревья. В этих селах жили в основном грузины. После августа 2008 года большинство из них бежали в Грузию. Тем, кто бежать отказывался, «убедительно советовали» это сделать".

"...за брошенными грузинскими фруктовыми садами осетины не ухаживают, а деревья вырубают на дрова. На вопрос, почему бы самим не использовать эти сады, Руслан отвечает — «это проклятые деревья, от грузин нам ничего не надо». Эти слова лишний раз иллюстрируют отношения между двумя народами, сложившиеся после развала СССР. Хотя, на мой посторонний взгляд, дело здесь не столько в ненависти, сколько в банальной лени".

полный текст ]]>здесь]]>

Ирина Гордиенко, специальный корреспондент Новой газеты:

"Я разговаривала со многими людьми: никого не волнует вопрос вхождения в состав России, волнует быт и заработок, но разговаривать вслух об этом не будут. Если ты публично говоришь, что против референдума, — тебя могут посчитать противником России и национальных интересов. Хотя никаких антироссийских настроений здесь по-прежнему нет и в помине".

полный текст ]]>здесь]]>

Вооруженные силы

]]>Википедия ]]>сообщает, что к началу войны с Грузией регулярная армия Южной Осетии насчитывала 3000 человек, а сейчас насчитывает 1250 человек в действующей армии и 15 тысяч в резерве. Однако есть и данные о том, что в настоящее время армия Южной Осетии состоит всего из 800 человек.

Организация:

  • генеральный штаб
  • два стрелковых батальона
  • мотострелковый батальон
  • взвод разведки
  • рота МТО
  • рота горного спецназа
  • снайперская рота
  • рота связи
  • инженерная рота
  • рота охраны
  • рота почетного караула

Вооружение:

  • 3 танка (2 Т-72 SIM1, 1 Т-72)
  • 3 танка Т-55 (на консервации)
  • 22 БМП-2
  • 14 БТР-70\БТР-80
  • 1 единица БРДМ-2
  • 12 единиц САУ «Гвоздика» 2С1
  • 12 единиц 122 мм гаубиц Д-30
  • 2 единицы РСЗО БМ-21 «Град»
  • 18 единиц 120 мм миномётов 2Б11 (2С12)
  • 30 единиц 82 мм минометов 2Б14 «Поднос»
  • 10 единиц 73 мм станковых гранатомётов СПГ-9
  • 50 единиц ПТРК 9К111 «Фагот» и 9К113 "Конкурс
  • 20 единиц ПЗРК «Игла»
  • 6 единиц ЗУ-23-2

С 1 сентября 2010 года в Цхинвале действует военное училище на базе цхинвальской средней школы № 7. С 2009 года в Южной Осетии дислоцируется 4-я российская военная база численностью 4000 человек.

Кроме того, в настоящее время в Южной Осетии продолжают работать над соглашением по интеграции югоосетинских вооруженных сил в российские. Такое положение, когда армейские подразделения какого-либо государства переходят в состав Российских вооруженных сил, складывается впервые.

вооруженные_силы_Южной_Осетии

Индустрия отдыха: «туризм нам только снится»

В советские времена Южная Осетия пользовалась большой популярностью у любителей активного отдыха. Здесь располагались туристические базы, санатории, была развитая инфраструктура, проложены горные маршруты. Теперь от всего этого остались только развалины и приятные воспоминания. А за годы войны туристическая инфраструктура и вовсе пришла в полный упадок. Теперь любителям ходить в походы и исследовать памятники культуры придется самостоятельно: в Южной Осетии нет карт маршрутов, туристических баз, гидов и организованных поездок на природу.

На территории Осетии находятся несколько старинных храмов и монастырей. Почти все они были созданы во времена правления легендарной грузинской царицы Тамары. Наиболее известны храм Икорта около Ахалгори и Тирский монастырь около Цхинвали. Имеется несколько замков. Например, замок Мачабели около села Кемерти и крепость Кехви у одноименного села. Стоит посетить Храм Георгия Победоносца, который был сооружен в V веке и Храм Пресвятой Богородицы, построенный в IX столетии.

Также весьма интересен Тигвский храм, сооруженный в XII веке. К сожалению, все храмы находятся в жалком состоянии и остро нуждаются в реставрации. Много объектов культуры пострадали во время боевых действий. Кроме этого, война в Южной Осетии в 2008 году породила некоторое количество военно-исторических достопримечательностей: например, Гуфтинский мост, Дубовую рощу или жутковатую «Мертвую милю». 

древний_храм

древний_храм

Туристов больше всего привлекает столица Южной Осетии Цхинвал, а также некоторые особенно живописные горные пейзажи. Действительно уникальным местом в Южной Осетии является каньон Сба. Очень красив Рокский перевал, с него открывается потрясающий вид. Очень живописен и Мамисонский перевал. В общем, природных интересностей гораздо больше, хотя не все они доступны. Например, Кельское вулканическое плато удобнее достигается из Грузии. В принципе, попасть в Южную Осетию можно только из России, и только на автотранспорте. Как уже говорилось выше, с республикой нет ни воздушного, ни железнодорожного сообщения.

Кроме этого, Южная Осетия весьма богата минеральными и целебными источниками, их здесь очень много (больше сотни). Они не уступают лучшим мировым аналогам, но для развития курортов также необходимы средства, которых в настоящий момент просто нет.

природа_ЮО

Южная Осетия фото

Р.S. Президент РЮО Леонид Тибилов и спикер парламента Анатолий Бибилов летом 2016 года инициировали проведение в 2017 году референдума по вопросу о вхождении Южной Осетии в состав Российской Федерации, который состоится после выборов президента республики.

Наверное, таким образом Республика надеется решить все свои проблемы разом… Сразу вспоминается известный фильм «Назад, в будущее!». Вот только возникает вопрос: зачем нужно было бороться за свободу и объявлять себя независимым государством?!

нет