22.02.2017, 09:48

Как выглядит непризнанная «свобода»: «Кавказская Швейцария» - Нагорный Карабах

Ольга Кихтенко | Все новости автора
 
Содержание:
 
 

Первая кровь

В СССР армяне и азербайджанцы ненависть друг к другу не демонстрировали, хотя уверяют, что «на среднем уровне напряженность на национальной почве существовала всегда». Еще до середины 1980-х годов требования об изменении статуса НКАО редко становились достоянием широкой общественности. Совсем другие возможности предоставила политика гласности и перестройки. Но, не смотря на это, Азербайджан оставался одной из самых консервативных республик СССР, где подавлялось всякое политическое инакомыслие. Толчком народного движения за выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР послужил инцидент между местными властями и жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района Азербайджана (которое, между прочим, не входило в состав автономии). В назидание несогласным руководство района устроило в селе два погрома в конце 1987 г. Тогда же в Ереване прошел первый митинг в защиту жителей села, а уже в феврале 1988 г. в Степанакерте состоялся первый митинг с требованием передачи НКАО Армении. Через неделю митинговали уже тысячи человек.

митинг_в_НГ<

Митинг в Нагорном Карабахе, 1988 г.

Тогда областной совет народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области официально обратился к Верховным Советам СССР, Азербайджанской и Армянской ССР с просьбой рассмотреть возможность выхода области из состава Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР. Но такие действия армян не могли остаться без ответной реакции и со стороны 40-тысячного азербайджанского населения Нагорного Карабаха и в Баку потянулись азербайджанские беженцы. Затем на границе НКАО произошло столкновение между армянами и азербайджанцами, которые шли в Степанакерт выразить свой протест: погибли два азербайджанца. А 27 февраля 1988 г. Советский Союз потрясла ужасная новость о массовых убийствах армян в азербайджанском Сумгаите (недалеко от Баку). Там в течение двух дней были зверски убиты и покалечены десятки людей (по официальным данным - 32 убитых (6 азербайджанцев и 26 армян), но говорили и о том, что число жертв с армянской стороны превышает 100 человек). В город были направлены внутренние войска и отряды милиции, но армяне (14 тысяч человек) покинули Сумгаит. Так, в СССР появились беженцы, а советские люди недоумевали: как в государстве, воспевающем дружбу народов, могут происходить такие события.

беженцы

Беженцы

Осенью 1988 г. в Азербайджане возобновились нападения на армян. Тоже происходило и с азербайджанцами, проживавшими в Армении. И к началу 1989 г. из Армении бежали все азербайджанцы и значительная часть курдов-мусульман, а из Азербайджана — все армяне, кроме проживавших в Нагорном Карабахе и отчасти в Баку.

Ереван всячески старался поддержать Нагорный Карабах, но Армения сама оказалась в трудном положении: в декабре 1988 года в Спитаке произошло землетрясение, в результате которого была разрушена треть жилого фонда, 700 тысяч человек остались без крова (каждый пятый житель республики), погибли 25 тысяч человек.

Режим чрезвычайного положения

В январе 1989 г. Москва вводит в НКАО режим чрезвычайного положения (ЧП) и создает Комитет особого управления при сохранении статуса Нагорного Карабаха как автономной области в составе Азербайджанской ССР, а полномочия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области и его исполнительного комитета были приостановлены. Так впервые в истории СССР было установлено прямое управление областью из Москвы.

Но, несмотря на это, с лета в НКАО происходят постоянные вооруженные столкновения, а в июле областной совет НКАО принимает постановление о выходе из Азербайджанской ССР.

В ответ на это Азербайджан полностью блокирует железнодорожное сообщение Армении через территорию Азербайджана, а через несколько месяцев закрывает и единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Арменией. Затем было перекрыто и воздушное пространство над НКАО.

В ноябре 1989 года вместо Комитета особого управления Москва создает так называемый Организационный комитет, который подчиняется ЦК Компартии Азербайджана (Оргкомитет), а при нем - Комендатуру района чрезвычайного положения. Со своей стороны, 1 декабря объединенная сессия армянского Верховного Совета и областного совета НКАО провозглашает объединение Нагорного Карабаха с Арменией.

В январе 1990 года на территории НКАО объявлено ЧП. Сюда и в Шаумянский район вводятся внутренние войска, но все это не мешало проводить боевые действия в Нагорном Карабахе, а на армяно-азербайджанской границе уже начались настоящие бои. Так, по армянским данным, к июню 1990 г. численность бойцов на территории Армении составляла около 10 тыс. человек; на их вооружении находились до 20 единиц бронетехники (БТР, БРДМ), около 100 градобойных орудий и пусковых ракетных установок, несколько десятков минометов, более 10 вертолетов (переоборудованных гражданских). Кроме того в Армении был сформирован полк спецназа МВД (сначала 400 бойцов, в дальнейшем - до 2700). Сопоставимыми силами располагали и азербайджанские формирования, которые организовал Народный Фронт Азербайджана. В середине января 1990 г. в Баку прошли новые погромы остававшихся армян. Москва не реагировала, пока не возникла угроза органам власти. Тогда в Баку были направлены армейские части, которые подавили НФА.

боевые_столкновения

Стоит заметить, что и в Армении, и в НКАО быстро поняли - кремлевское руководство настроено против Карабахского движения и ищет повод для его подавления. Поняли это и в Азербайджане, поэтому там и не чурались насилия, чтобы «помочь» Москве. Союзников бакинские власти нашли в лице реакционных сил Кремля, которые пытались помешать горбачевским реформам. Противники реформ считали, что из Нагорного Карабаха «вредоносная демократическая ересь расползлась по всей территории Союза», угрожая территориальной целостности республик и гегемонии Коммунистической партии. Чтобы поддержать Азербайджан (видимо еще и из-за нефти), Москва передала в его распоряжение подразделения советских внутренних войск, которые вместе с отрядами азербайджанской милиции бомбили карабахские деревни с военных вертолетов, преследовали армянских активистов и терроризировали жителей. Так, в апреле-мае 1991 г. части Советской армии совместно с азербайджанским ОМОНом провели операцию «Кольцо» - разоружение карабахских жителей и их насильственную депортацию в Армению. В результате были депортированы 17 (по некоторым данным 30) армянских деревень в НКАО и пограничных с нею армянских районов и убиты десятки мирных жителей. Но после 22 августа (ГКЧП в Москве) всякое воздействие Москвы на события в Карабахе прекратилось.

Провозглашение независимости

В августе 1991 г. Азербайджан,в одностороннем порядке выходит из состава СССР и, вопреки всем правовым нормам принимает закон об упразднении НКАО, который Конституционным судом СССР был квалифицирован как противоречащий Конституции СССР. Тогда Нагорный Карабах воспользовался Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» (принят Верховным Советом СССР в апреле 1990 года). Статья 3 этого закона гласила: если союзная республика имеет в своем составе одно или несколько автономных образований и желает покинуть СССР, то в каждом из этих образований необходимо провести референдум, на котором жители решали: остаться в составе СССР, выйти из СССР вместе с союзной республикой или определить для себя собственный государственный статус. Опираясь на этот закон, совместная сессия облсовета народных депутатов НКАО и Шаумяновского районного совета 2 сентября провозгласили выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР и объявили о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в составе СССР. Когда же в декабре 1991 года распался и СССР, Нагорно-Карабахская Республика провела референдум и официально объявила о своей независимости.

Таким образом, развал СССР и межэтническое противостояние привели к войне между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, которая затем перешла в войну между Азербайджаном и Арменией и длилась с 1992 по 1994 гг.

Карабахская война 1992-1994 гг.

 

война

Сначала успех сопутствовал войскам молодой республики. К концу 1991 года армяне в Карабахе имели до 6000 бойцов (из них 3500 местных, остальные - из Армении). Они были объединены в «Силы самообороны НКР» (впоследствии «Армия обороны НКР») и подчинены Комитету обороны. Свои арсеналы они пополнили за счет имущества выводимого из республики 88 полка ВВ СССР и 366 мотострелкового полка. И уже 25 января армяне захватывают базу ОМОНа в пригороде Степанакерта, а в первой половине февраля - практически все этнически азербайджанские селения на территории НКАО. Опорными пунктами азербайджанцев оставались только пгт Ходжалы (с единственным аэродромом) и г. Шуша (контролировался Азербайджаном до мая 1992 года), откуда велся интенсивный обстрел Степанакерта с применением установок «Град».

война

Нельзя не отметить, что обстрелы столицы НКР г. Степанакерта - один из самых трагических эпизодов этой войны. Обстрелы осуществлялись тремя способами: системами залпового огня с высот над Степанакертом; дальнобойными орудиями из города Агдама и штурмовой авиацией ВВС Азербайджана и длились 9 месяцев. По городу ежедневно выпускалось до 400 реактивных ракет земля-земля и воздух-земля. Уже через несколько месяцев большая его часть была полностью стерта с лица земли.

война

Ходжалы армяне захватили в конце февраля 1992 года, однако при этом произошло массовое убийство армянскими вооруженными формированиями беженцев из Ходжалы, которые уходили по «гуманитарному коридору», предоставленному карабахским руководством. По азербайджанским данным погибли (считая убитых и замерзших в пути) 485 человек (в том числе более сотни женщин и детей).

Попытка азербайджанской стороны перейти в наступление и отбить Ходжалы не увенчалась успехом, а при штурме армянского села Марага было убито около 50 человек.

В мае вся территория НКР (а это бывшая автономия и Шаумяновский район) оказалась под контролем армян. Кроме того, армянские силы заняли Лачин, отделявший НКР от Армении, прорвали трехлетнюю блокаду и восстановили между Арменией и НКР прямую связь. С их точки зрения оставалось только захватить несколько армянских сел, «зачищенных» во время операции «Кольцо», и война будет в основном закончена.

Шуша

Шуша

В это время в Азербайджане произошла смена руководства, и начался «раздел имущества» СССР. Быстро разоружив бывшие военные части Советской Армии, размещенные на территории республики (а это вооружение 4-х советских сухопутных дивизий и почти всей Каспийской Флотилии) Азербайджан получил превосходство в вооружении и возобновил против Нагорно-Карабахской Республики полномасштабные военные действия. Так уже 12 июня азербайджанцы неожиданно начали наступление на Шаумяновский район и заняли его в течение двух дней. В результате (согласно армянским данным) 18000 человек стали беженцами, а 405 (в основном женщины, дети и старики) пропали без вести…

война

Следует отметить, что во время разгара боевых действий, вмешаться в конфликт на стороне Азербайджана пыталась Турция. Однако главнокомандующий на тот момент Объединенными Вооруженными Силами СНГ маршал Шапошников заявил, что участие третьей стороны в конфликте может привести к Третей мировой войне (такие же заявления сделает и Медведев во время войны с Грузией в 2008 г.).

Соглашение о перемирии

В общем, «знамя победы» переходило от Армении к Азербайджану, и наоборот до весны 1994 года, когда очередные бои продемонстрировали, что стороны уже не в состоянии наступать. Тогда 6 мая представители Азербайджана, НКР и Армении подписали в Бишкеке (при посредничестве России) соглашение о прекращении огня, которое вступило в силу 12 мая. В результате конфликта (с 1991 по 1994 гг.) погибли до 30000 человек, сотни тысяч стали беженцами.

Это соглашение положило конец острой фазе противостояния и действует до сих пор. По нему Азербайджан потерял власть над Нагорным Карабахом, а также еще над 7-ю районами, которые даже не входили в состав автономии (вместе около 20% своей территории). Армянские силы контролируют территорию, в основном совпадающую с территорией бывшей автономной области и так называемую «зону безопасности». Находящиеся в ней этнически неармянские районы официально считаются временно оккупированными территориями и подлежат возврату в случае достижения мира. Исключение составляет г. Лачин, который, ввиду его критической важности для армян, провозглашен частью НКР и отдавать его они не согласны ни при каких обстоятельствах. С другой стороны, Шаумяновский район и некоторые части Мардакертского и Мартунинского районов остаются под контролем Азербайджана.

Стихли страсти в Нагорном Карабахе, война как будто закончилась, но проблема до сих пор далека от решения. Поэтому Нагорно-Карабахский конфликт считается одним из самых затянувшихся на постсоветском пространстве, а сам регион - пережившим одно из самых сложных испытаний в период развала Советского Союза.

За прошедшие годы перемирие неоднократно нарушалось обеими сторонами, а о глубине пропасти между народами можно судить по их освещению конфликта: стороны дружно умалчивают невыгодные для себя события и раздувают преступления противника.

В такой обстановке чрезвычайно трудно действовать и международным посредникам. Еще в 1997 году был введен институт тройного сопредседательства Минской группы ОБСЕ (США, Россия, Франция), который обладает мандатом на осуществление посреднической деятельности по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. В целом группа предложила на выбор три плана урегулирования, но у сторон свои требования. Так, Азербайджан твердо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь говорить только об автономии республики. Армянская же сторона твердо настаивает на независимости НКР.

Несколько раз встречались первые лица Армении и Азербайджана для обсуждения проблемы, но и тогда договоренности не были достигнуты.

карта

карта-2016

Нагорный Карабах. История

Нагорный Карабах (Арцах - армянское название), расположенный на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций древнего Армянского Царства (VI в. до н.э.).

В IV веке н.э. единое Армянское Царство было разделено между Персией и Византией и правители Арцаха получили возможность образовать армянское государство — Агванкское Царство, которое стало одним из культурных центров армянской цивилизации.

В средние века Агванкское Царство распалось на несколько отдельных армянских княжеств, а в период с IX по XI века мелкие государства объединились в одно единое Хаченское Княжество, известно в истории также и как Арцахское Царство.

С XV-го по XIX-й века власть в Арцахе принадлежала пяти объединенным армянским феодальным образованиям, известным как Пять Княжеств (Меликства Хамсы). Они имели собственные вооруженные силы, а армянские князья (мелики) часто воспринимались как представители политической воли всего армянского народа.

В 1720-е годы Нагорный Карабах становится одним из центров национально-освободительной борьбы армян против Османского ига, направленное на восстановление армянского государства при содействии России.

Вот что писали Санкт-Петербургские ведомости от 1743 года:

«Карабаг есть страна, лежащая между левого берега Аракса и правого реки Куры, выше Муганского поля, в горах. Главнейшие обитатели ее — армяне, управляемые наследственно 5 своими меликами или природными князьями…»

А в письме к русскому царю Павлу I армянские князья Арцаха сообщали о своей стране как об «области Карабагской, яко едином остатке древния Армении, сохранявшем чрез многие веки независимость свою» и называли себя «князьями Великой Армении».

Карабах под властью тюрков

С расширением тюркско-исламской колонизации Ближнего Востока, Малой Азии, Балкан и Закавказья кочевники постепенно вытесняли коренное христианское население, а сами занимали территории и в Арцахе и в других регионах Армянского Нагорья, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Армянский народ достаточно долго отражал попытки турок колонизировать территории Закавказья, но к середине XVIII века многолетняя армяно-турецкая война разорила Арцах, а внутренние разногласия ослабили власть армянских князей. В результате мусульманским кочевникам удалось продвинуться в горную часть Арцаха, захватить крепость Шуши и провозгласить так называемое «Карабахское Ханство» — армяно-тюркское княжество, которое просуществовало чуть больше 40 лет. Так впервые за свою историю Нагорный Карабах оказался под властью тюрков. После этих событий стал наблюдаться массовый отток армянского населения из Нагорного Карабаха, и, наоборот, приток тюркского населения.

Карабах в составе Российской империи

В 1805-м году «Карабахское Ханство» было занято русскими войсками во время русско-персидской войны 1804—1813 гг., и вместе с обширными районами Восточного Закавказья «на веки вечные» перешло к Российской империи по трактату 14 мая 1805 года. Но формально оно было признано за Россией (российско-персидский Гюлистанский мирный договор) только в 1813 году.

Ликвидация ханства способствовала установлению стабильности и мира в отношениях между армянским населением и мусульманским меньшинством в Арцахе. Торговым и культурным центром стал административный центр город Шуши.

шуша

Шуша

Здесь родились и творили многие выдающиеся музыканты, художники, писатели, историки и инженеры — как армяне-христиане, так и мусульмане, потому что после ликвидации «Карабахского Ханства» некоторое количество тюркских колонистов не вернулось на свои прежние территории. Но в городе стали возникать вспышки межрелигиозных конфликтов.

Несколько позже Нагорный Карабах был разделен российскими властями на губернии, но без учета этнического признака. Так, в начале XX века он входил в состав Елизаветпольской губернии (административно-территориальная единица Российской империи), большая часть которой была заселена азербайджанцами.

Армяно-тюркские конфликты начала ХХ века

В начале ХХ-го века, в период ослабления имперской власти — во время революции 1905-1907 гг. — армяно-тюркский конфликт в Карабахе разгорелся в полную силу. В 1905-1906 гг. практически все Закавказье было втянуто в так называемую «армяно-татарскую войну». Почему в армяно-татарскую? Потому что этноним «азербайджанцы» вошел в употребление только в 1930-е годы, а до того, русские называли азербайджанцев «кавказскими татарами».

Ситуация в Нагорном Карабахе снова ухудшилась в 1917 г., уже после полного падения Российской Империи. В 1918 году Нагорный Карабах превратился в арену жестокой войны между восстановившей свою независимость Республикой Армения и созданной (в условиях турецкой интервенции) Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии. А армяне, которые составляли большинство в Нагорном Карабахе, желали или быть независимыми, или присоединиться к Армении.

Регулярные турецко-азербайджанские вооруженные формирования, воспользовавшись смутой, в 1918–1920 гг. уничтожили сотни армянских деревень, устроили резню армян в Баку и Гяндже. Столица края г. Шуша была сожжена и разграблена, а армянское население города уничтожено.

И тогда в этот конфликт решило вмешаться международное сообщество. Лига Наций признала Нагорный Карабах спорной территорией, с чем согласился и Азербайджан. Таким образом, в период возникновения Азербайджанской Демократической Республики (в 1918-20 гг.) ее суверенитет не распространялся на Нагорный Карабах.

Карабах в период становления Советской власти

С установление советской власти в Закавказье утверждались и новые политические порядки. После провозглашения в 1920 г. Советского Азербайджана российские войска, согласно Договору между Советской Россией и Республикой Армения, временно заняли Нагорный Карабах. Однако сразу после установления советской власти в Армении революционный комитет Азербайджана объявляет о признании "спорных территорий" – Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахиджевана неотъемлемыми частями Армении (хотя они и так не входили в Азербайджанскую Республику). На основе этого отказа и соглашения между правительствами Армении и Азербайджана в июне 1921 г. Армения объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью.

Однако вскоре большевистское руководство России меняет свое отношение к проблеме "спорных" территорий, в частности к Нагорному Карабаху. (Причины, по которым союзное руководство приняло другое решение, до конца неясны. В качестве предположений выдвигаются такие версии:

  • это произошло в соответствии с политикой содействия "мировой коммунистической революции", а здесь роль "факела революции на Востоке" отводилась Турции;
  • влияние Турции (в пользу Азербайджана);
  • большее влияние азербайджанского руководства на союзное по сравнению с армянским;
  • желание Москвы сохранить очаг напряженности, чтобы быть верховным арбитром и т.п.

Руководство Азербайджана тоже возобновляет свои притязания на Нагорный Карабах и даже прибегает к нефтяному шантажу (прекращает поставки керосина в Москву). И тогда Сталин (в то время нарком по делам национальностей) повлиял на изменение принятого решения и в 1921 году Нагорный Карабах был «передан» Азербайджанской ССР с условием формирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами. Но Азербайджан всячески затягивал предоставление автономии Нагорному Карабаху и только в 1923 г. незначительной его части был предоставлен статус автономной области. Сначала НКАО граничила с Армянской ССР, но к концу 1930-х годов общая граница исчезла, т. к., сформировав автономию на одной его части, остальную «растворили» в административных районах Азербайджана. И сделано это было таким образом, что физическая и географическая связь между Карабахом и Арменией исчезла.

карта_СССР

Карта СССР

Период «тихой ненависти»

В результате таких территориальных манипуляций НКАО стала единственной в мире христианской автономией, которая была подчинена мусульманскому территориально-политическому образованию, а карабахская проблема была «заморожена» почти на 70 лет. За это время Азербайджан применял по отношению к Нагорному Карабаху различные формы этно-религиозной, демографической и экономической дискриминации, стремясь «выдавить» армян из Нагорного Карабаха и заселить область азербайджанцами. После распада СССР это подтвердил и бывший лидер Советского Азербайджана (а позже его третий президент) Гейдар Алиев. В своих публичных выступлениях он заявил, что начиная с середины 1960-х гг правительство преследовало сознательную политику изгнания армян с территории Нагорного Карабаха путем изменения демографического баланса в области в пользу азербайджанцев. И если согласно переписи 1926 г. азербайджанцы (официально тогда указанные как «тюрки») составляли всего 9% населения области, а армяне 90%, то к 1986 г. количество азербайджанцев от общего числа населения составило 23%. К 1980 г. в Нагорном Карабахе исчезли 85 армянских сел, при этом добавилось 10 новых азербайджанских деревень. Доля же русского населения в Нагорном Карабахе стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 году, начала столь же стремительно сокращаться. Но это было связано с процессами, происходившими и в Азербайджане, и вообще во всём Закавказье.

Армяне Карабаха периодически писали ходатайства в Москву, в которых просили защитить их от политики бакинских властей и воссоединить область с Советской Арменией. Наиболее масштабные акции были предприняты в 1935, 1953, 1965-67 и 1977 годах, но, понятное дело, они оставались без ответа. Но как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки», из искры возгорелось пламя… Сегодня уже ни для кого не секрет, что если у вас в квартале 50% жителей мусульмане, а 50% - христиане, то ужиться будет сложно. Так получилось и здесь: христианское армянское население Нагорного Карабаха никак не могло ужиться с мусульманской азербайджанской частью.

Нагорный Карабах сегодня

Сегодня Нагорно-Карабахская Республика (армяне предпочитают название Республика Арца́х) расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья и занимает территорию в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, что составляет около 11500 км².

На западе граничит с Арменией, на севере и востоке – с Азербайджаном, на юге – с Ираном. Выхода к морю не имеет.

флаг_и_герб

Независимость НКР не признана ни одним государством-членом ООН. В связи с этим в официальных документах государств-членов ООН, связанных с конфликтом, для обозначения властей НКР употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха», что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. Поэтому согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана.

Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Парламент крупнейшего по населению австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение и призвал сделать тоже самое власти Австралии. Резолюции с призывом к президенту и конгрессу США признать независимость НКР приняли законодательные органы власти нескольких американских штатов. А в марте 2016 года Посольство Армении в США сообщило о наличии признания НКР со стороны 7 американских штатов.

Читайте также: Как выглядит непризнанная "свобода": Южная Осетия

Территориальное деление

Территориально Нагорно-Карабахская Республика разделена на 7 районов и столицу Степанакерт. Однако здесь не все просто.

Так 5 из них (Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский) располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за ее пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского районов АзССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.

Те части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов, которые находятся под контролем Азербайджана, считаются властями НКР оккупированными территориями.

Территории НКР, расположенные за пределами границ бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто называются поясом или зоной безопасности НКР.

районы

Сайт президента республики сообщает, что в республике 10 городов и 322 сельских населенных пунктов. В столице Нагорного Карабаха Степанакерте проживает 52 310 человек.

столица

Степанакерт

столица

столица

улица_Степанакерта

Улица Степанакерта

Доля городского населения составляет 52,5%, сельского — 47,5 %.

Количество мужчин и женщин — примерно 49% и 51% соответственно.

Государственное устройство

Нагорно-Карабахская Республика является президентско-парламентской республикой, однако на референдуме, состоявшемся 20 февраля 2017 года, была принята поправка к Конституции, которая предполагает переход от парламентско-президентской к президентской форме правления в непризнанной республике.

Глава государства - президент, который избирается сроком на пять лет. Одно и тоже лицо не может занимать пост Президента страны более двух сроков подряд. Президент Республики следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Высшим исполнительным органом НКР является Правительство. Пост премьер-министра в Нагорном Карабахе будет отменен согласно результатов референдума 20.02.2017. Правительство будет состоять из государственного министра и министров. Государственный министр будет координировать деятельность министров, которые назначаются президентом республики.

При Правительстве НКР действуют следующие органы государственного управления:

  • Служба национальной безопасности,
  • Государственная служба по чрезвычайным ситуациям,
  • Управление по окружающей среде и природным ресурсам,
  • Полиция Нагорно-Карабахской Республики.

Высшим органом законодательной власти НКР является Национальное Собрание, избираемое на 5 лет. Национальное Собрание НКР состоит из 33 депутатов.11 депутатов избираются на мажоритарной основе, 22 — по партийным спискам.

Судебная власть в республике осуществляется судами, в соответствии с Конституцией и законами НКР. Создание чрезвычайных судов в республике запрещается.

Суды в Нагорном Карабахе независимы. Судьи НКР несменяемы и занимают свою должность до достижения 65 лет. Полномочия судьи прекращаются только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и законом.

Судебную систему в НКР составляют:

  • Верховный Суд,
  • Апелляционный Суд,
  • суд первой инстанции общей юрисдикции.

Верховный Суд является высшим судебным органом НКР. Он осуществляет конституционное правосудие и в рамках своих полномочий пересматривает судебные акты нижестоящих судов. Верховный Суд обеспечивает верховенство Конституции и единообразное применение закона.

20 февраля 2017 г. состоялся референдум по проекту Конституции НКР. Теперь республика будет называться Арцах. Такую поправку к Конституции на референдуме, прошедшем в Нагорном Карабахе 20 февраля, одобрили почти 88% голосов. Также новое название будет закреплено в новой Конституции, но наравне с ним будет использоваться и «Нагорно-Карабахская республика». В республике считают, что новое название полностью соответствует первоначальному названию этой армянской территории.

21 февраля 2017 года МИД Украины сделал заявление, что Украина не признает результатов конституционного референдума в Нагорном Карабахе и считает его нелегитимным. "Позиция Украины относительно нагорно-карабахского конфликта остается неизменной и заключается в безусловной поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в ее международно признанных границах", - говорится в заявлении.

Вооруженные силы

ВС_НГОфициально днем создания вооружённых сил непризнанной Нагорно-Карабахской Республики считается 9 мая 1992 года, когда произошло объединение отрядов самообороны, создававшихся в начале 1990-х гг.

Численность Армии обороны НКР оценивается в 18-20 тыс. солдат и офицеров, мобилизационный резерв — 20-30 тыс. В ее состав входят мотопехотные, танковые, артиллерийские части, подразделения и силы ПВО.

Зарплата младших офицеров в карабахской армии — $700. Срочники призываются на два года (и охотно идут в армию, служба в которой является национальной гордостью), но немногие продолжают службу по контракту.

ВС_НГ

ВС_НГ

Армия обороны НКР тесно связана с Вооруженными силами Армении, которая помогает вооружением, военным снаряжением, отправляет сюда служить своих граждан, а армянские офицеры участвуют в подготовке военных кадров Армии НКР.

Население и национальный состав

По официальным данным (переписи населения НКР 2015 года), численность населения НКР составляла 150 932 человека постоянного населения (включая временно отсутствующих в стране).

Что до национальностей, то во время конфликта в конце 1980-х — начале 1990-х в Карабах переселились или были депортированы из Азербайджана тысячи армян, а азербайджанцы покидали свои дома в Карабахе. Согласно переписи населения НКР 2005 года, в Карабахе остались жить 6 азербайджанцев — двое мужчин и четыре женщины.

Сегодня армяне составляют 95% населения, а остальные 5% — русские, украинцы, греки, грузины, азербайджанцы и другие.

Нужно отметить, что культура карабахских армян во многих аспектах отличается от общеармянских традиций (например, у них собственный диалект языка, который в свою очередь тоже делится на несколько наречий), но главное – что все армяне осознают себя единым народом. Наверное, поэтому граница Карабаха и Армении больше похожа на пост полиции, а вот граница Карабаха и Азербайджана - минное поле с окопами по обеим сторонам.

Основные сферы занятости населения республики — армия, аграрная промышленность, производство и строительная отрасль.

Одной из самых распространенных профессий среди женщин является профессия учителя, основной мужской профессией считается профессия водителя. Достаточно высок среди взрослых мужчин и процент военнослужащих — офицеров и контрактников Армии обороны НКР.

Государственная религия ─ христианство, около 95% населения являются последователями Армянской Апостольской Церкви.

Государственный язык ─ армянский. В школах преподают на армянском. Русский изучается обязательно с младших классов (чего уже нет в самой Армении). Люди говорят и на русским, и на английском языках. Причем по-русски говорит подавляющее большинство населения. Но особой приязни к РФ среди карабахцев нет: часто можно услышать, как старики обсуждают, как Путин продает оружие Алиеву.

Денежная единица — карабахский драм, но фактически используется армянский драм, введенный в обращение в 1993 году.

Документы

паспортРеспублика имеет свои паспорта, которые выдаются гражданам, достигшим 16-летнего возраста. Срок действия — 10 лет, но он может быть бесплатно продлен еще на 5 лет. Сообщается, что перед выездом из страны в паспорте должна стоять отметка о сроке его действительности в зарубежных странах. Такая отметка платная — 1000 драм за один год, ставится максимум на 5 лет и подкрепляется печатью. Но, так как образец "паспорта НКР" не принят ни одной международной структурой, то документ, который жители используют внутри республики, абсолютно никакого хождения за пределами НКР иметь не может. А это значит, что ни одна страна мира не позволит кому-либо пересечь границу с подобным "документом". Поэтому, чтобы выехать за рубеж, карабахцы получают паспорта Армении, оформить который, как они говорят, можно в Степанакерте буквально за один день.

Транспортное сообщение

Что касается транспортного сообщения, то оно несколько затруднено. Так до сих пор с НКР нет воздушного сообщения, хотя построено новое здание аэропорта и восстановлены взлетно-посадочные полосы. Нужна лицензия Азербайджанской государственной администрации гражданской авиации, т. к. согласно ООН территория Нагорного Карабаха принадлежит Азербайджану. Поэтому Турция (союзник Баку), угрожает закрыть свое воздушное пространство для Армении, а Азербайджан грозит сбивать гражданские самолеты, летящие в Степанакерт.

аэропорт

Аэропорт

Железной дороги тоже нет: она была блокирована со стороны Азербайджана еще в советское время. Граница с Ираном закрыта, так как Иран не признает Карабах. Таким образом, главным видом транспорта является автомобиль.

Режим посещения

Попасть в Нагорный Карабах, соответственно, можно только из Армении через горные перевалы по автомобильным дорогам, обычно по автомагистрали Горис — Степанакерт, на которой находится подконтрольный властям НКР пункт паспортно-визового контроля. Здесь производится выборочный паспортно-визовый контроль (но не таможенный!). НКР не осуществляет собственного таможенного контроля, ввозимые и вывозимые товары оформляются на таможнях Армении в соответствии с армянским законодательством.

дорога

табличка

Граждане стран СНГ могут посещать НКР без визы, имея при себе действительный загранпаспорт. Гражданам других стран и лицам без гражданства нужны въездные визы, которые выдает представительство НКР в Армении.

Гражданину России для въезда в Армению и Карабах требуется действующий загранпаспорт. В Ереване или в Степанакерте надо получить аккредитационную карту для пребывания в Карабахе (простая и бесплатная формальность в виде заполнения анкеты). Аккредитационная карта —это документ, который у вас могут спросить полицейские или представители власти в «нетуристических» местах. В ней указываются ваши паспортные данные, срок пребывания (90 дней) и районы для посещения. Если вы не планировали свое путешествие, то лучше указать названия всех районов республики. Иногда, при выезде из НКР на границе у вас могут попросить вернуть аккредитационную карту.

В паспорте въезд в НКР не фиксируется. Только штампы о въезде-выезде в Армению. Разрешение — это бумага с печатью. Карабахскую визу в паспорт не вклеивают. Наверное, потому, что наличие отметок в паспорте, регистрации в НКР, других документов, чеков, фотографий и прочих свидетельств пребывания на территории республики может повлечь санкции в Азербайджане (от запрета на въезд до лишения свободы), так как там считают НКР своей оккупированной территорией, а потому въезд иностранцев на неё без разрешения азербайджанских властей является незаконным.

Для всех въезжающих в республику, но не являющихся ее гражданами, обязательна регистрация в консульской службе МИД НКР в Степанакерте. При этом определяются разрешенные сроки пребывания и маршруты передвижения. Отсутствие такой регистрации считается нарушением режима пребывания иностранцев в НКР и может привести к выдворению из НКР с конфискацией кино-фото-видеоматериалов, другой печатной и информационной продукции.

Связь и интернет

В Карабахе есть свой собственный оператор сотовой и городской связи — «Карабах-Телеком». Вышки покрывают сигналом практические все деревни страны (что кроме устойчивой связи дает местному населению и стабильные рабочие места). Связь стоит примерно 3 руб./мин., оформить новую сим-карту с паспортом — дело десяти минут в центральном офисе.

Помимо «Карабах-телекома» есть еще один провайдер — «Арминко».

Сим-карта операторов республики Армения также будут работать, но в роуминге, а это уже значительно дороже. Карты российских операторов в роуминге не работают.

По городу и районам есть таксофоны, телефонные карты также продаются в офисах «Карабах-телекома».

Интернет в стране дорогой и медленный, но каждый год чуть дешевеет.

В Степанакерте есть несколько интернет-кафе и заведения с Wi-Fi. Почти во всех офисах «Карабах-Телекома» присутствуют компьютеры с интернетом. Есть они и в некоторых деревнях и районных центрах.

Образование

В НКР большое количество сельских школ. Есть школы, где количество учеников равняется количеству учителей, но при этом школа не закрывается. Кстати, нет никакой разницы в зарплате учителя в столичном Степанакерте и в самом отдаленном горном селе.

В Степанакерте действует Арцахский государственный университет, который был основан в 1969 году. В 1973 году он был переименован в Степанакертский Педагогический институт, в 1988 году в Степанакертское отделение Кироваканского пединститута, а .в 1992 году преобразован в Арцахский государственный университет.

университет

Сегодня университет имеет 9 факультетов и готовит специалистов по 29 специальностям. Здесь учатся 4700 студентов и магистрантов, работают 338 преподавателей (110 из них — на условиях почасовой оплаты). В университете действует 21 кафедрa, есть электронная библиотека, научный, стоматологический центры, современные спортзалы, обсерватория, аудитория для дистанционного обучения, спец. лаборатории и др.

Есть программа по обучению отличников в зарубежных вузах.

Экономика

Не самая процветающая и в советские годы экономика Нагорно-Карабахской Республики (в основном легкая промышленность (шёлк, обувь, ковры) и сельское хозяйство (половину доходов которого приносило виноградарство и виноделие) во время войны 1991—1994 гг. сильно пострадала: плодородные земли оказались в эпицентре боевых действий, фабрики лежали в руинах. Но теперь рост ВВП неизменно сохраняется на уровне 10-13%, ВВП на душу населения составляет около $3000 в год.

По данным на 2015 год средний размер зарплаты по республике составляет примерно 400 долларов США, пенсий — примерно 130 долларов. Средняя пенсия госслужащих, работников промышленности и сельского хозяйства составляет 50 тыс. драмов (110 долларов). Но у ряда категорий, в частности у военных пенсионеров — а их немало, — она в среднем 80 тыс. драмов. Гражданские служащие верхнего звена в среднем получают до 300-400 тыс. драмов (640-850 долларов), министры — 500 тыс. (1050 долларов).

Почти четверть госбюджета идет на социальные цели — увеличение пенсий, стимулирование рождаемости, социальную защиту многодетных семей и инвалидов, а также на реализацию новых социальных программ.

Как-то в российских СМИ горную республику назвали «закавказским тигром», потому что Карабах из разгромленной горячей точки превратился в достаточно экономически самостоятельную и небедную демократию.

Как это было

Восстановление началось уже в 1990-е. Сначала экономика Карабаха росла во многом за счtт «межгосударственных кредитов» от Армении, гуманитарной помощи и инвестиций, львиная доля которых приходится на армянскую диаспору. Нельзя не отметить, что армяне со всего мира считают долгом внести свой вклад в развитие НКР. Ежегодно под различные программы от строительства новых предприятий, прокладки дорог, газо- и водопровода в горные села до строительства школ собираются миллионы долларов. Есть и конкретные имена. Например, в Степанакерте работает одна из самых современных больниц на Кавказе, построенная на деньги №26 в российском списке Forbes Самвела Карапетяна.

На протяжении примерно десяти лет финансовую помощь НКР выделяли и США. Это были суммы в пределах $5-7 млн., которые целенаправленно шли на проекты восстановления и строительства водоводов, детских садов и медпунктов в наиболее пострадавших от войны и удаленных сельских пунктах.

Евросоюз финансовую помощь не оказывал.

Местные власти тоже искали пути к лучшей жизни. В 2002 году количество налогов сократили, вместо двух десятков осталось шесть, но и их величину резко снизили. Рост ВВП ненадолго ускорился до 15%. К 2006 году он достиг $123 млн., но Карабах, в силу своей непризнанности, привлекал все меньше инвестиций и полностью зависел от Армении. Переработки и производства почти не было. Половину ВВП составляло сельское хозяйство. Процветала коррупция… В общем, срочно требовались реформы.

Борьба с коррупцией

Но сначала в республике взялись за коррупцию и… победили. Когда премьера Карабаха спросили, как им это удалось, он ответил: «Это преимущество маленькой страны».

Сначала власти обновили кадровый состав полиции и повысили зарплаты. Потом построили 3-ступенчатую судебную систему: сначала суд первой инстанции, потом апелляционный, потом конституционный. Судей выбирали по конкурсу с общественным обсуждением. Повысили зарплаты, на всех заседаниях ведется аудиозапись (в 2014 году опрос Gallup показал, что в Арцахе доверие к судебной системе 72% (против 28% у России).

Затем президент собрал всех министров и обещал наказывать за взятки. Может вам будет и смешно, но чиновники послушались (вот он, эффект деревни, где все про всех знают и стараются не ссориться. Да и ругать власть здесь, кстати, не принято). Так что коррупционерам пришлось либо увольняться, либо перестраиваться (возможно, именно поэтому чиновники из аппарата президента НКР ездят не на дорогих иномарках, а на «Нивах», причем исключительно белого цвета).

Еще, наверное, важен и тот факт, что в НКР не принято зарабатывать на госзаказах. «В Карабахе не воруют государственные деньги, а тем более помощь, — заявил гордо местный житель. — Если кто-то положит себе в карман с $1 млн хоть $100, он будет считаться пособником врага. Здесь люди знают, зачем живут и зачем умирают. Все в Карабахе вымучено, выстрадано". Но, что самое удивительное, такое почитание буквы закона не распространяется на приезжих. Так, гостю на нарушение могут сказать: «Если вы к нам надолго, то больше так не делайте, пожалуйста!»

Реформы

Но вернемся к реформам:

  • власти распустили антимонопольную службу под лозунгом «Рынок сам разберется»;
  • установили пенсионный возраст 63 года (теперь хотят повысить до 65). При этом средняя пенсия — $100 (в той же Абхазии — $20). Сегодня по данным министерства труда и социальных вопросов в Нагорном Карабахе трудовую пенсию получают более 20 тысяч человек. Для одиноких пожилых людей в Степанакерте действует государственный дом-интернат, где проживают около 100 пожилых людей, а созданный Центр социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов на дому оказывает помощь 200 местным жителям.
  • Решением правительства Нагорного Карабаха с 1 января 2015 года размер основной пенсии составил 16 тысяч драмов, за каждый год трудового стажа начисляется 800 драмов (470 драмов – 1 доллар США). В результате средний размер трудовой пенсии с 1 января 2015 года составит 43 тысячи драмов. Таким образом, в Нагорном Карабахе средний размер трудовых пенсий повышен на 13%. Однако, пенсионеры считают, что этого недостаточно для достойного проживания;
  • упростили выдачу лицензий на строительство: если за отведенный законом срок тебе не ответили, иди и строй. Теперь этот принцип хотят распространить на все виды лицензий и разрешений;
  • весь междугородний транспорт уже частный;
  • самозанятые граждане платят в казну $15 в месяц и остальное тратят, как хотят, не отвлекаясь на бухгалтерию. Любое юрлицо можно зарегистрировать в срок от одного до трех дней.

Сельское хозяйство

Один из краеугольных камней экономики Карабаха — сельское хозяйство. Раньше оно здесь было устроено на «авось», потому что научно-техническая революция до Карабаха дошла, мягко говоря, не в полном объеме, а приватизация земель развитию не способствовала. Всем сельским жителям выдали одинаково маленькие наделы: если там что-то вырастить и потом продать, особо не разгуляешься. Тем более что у жителей заведено так: на деньги с проданного урожая семьи покупают в Грузии «мерседесы». В карабахском селе часто можно наблюдать такую картину: за покосившимся забором стоит полуразвалившийся дом, гуляют куры и поросята, а у ворот припаркован прекрасный «мерс». Но на разбитых дорогах машины часто ломаются и стоят, пока хозяева копят на ремонт. Так вот, фермеров освободили от всех налогов, кроме подоходного и страховых взносов на зарплату, а занятые у армянских банков деньги аккумулировали в Фонде развития сельского хозяйства.

Теперь селяне производят продукцию на $120 млн в год, треть идет на экспорт. В этой сфере занят едва ли не каждый второй трудоспособный житель Карабаха. Оставшуюся после приватизации бесхозную землю раздают инвесторам. Главное — наличие бизнес-плана и денег.

Кроме этого, локомотивом роста сельского хозяйства стало и воссоздание МТС (машинно-тракторных станций). Здесь можно заказать запчасти для старых тракторов, сеялок и т. д., стоимость которых покроет государство. Новую технику можно купить, взяв кредит под 16% годовых, 9% их которых возместит правительство, или взять в аренду (для этого закуплено техники на $6 млн). За небольшую плату фермеры могут арендовать машину вместе с трактористом. Услуга настолько популярна, что в последние годы появились частные МТС. Государственные тоже планируют приватизировать.

Селянам также выдают льготные кредиты под расширение угодий, закупку семян и удобрений. Фонд проводит интервенции: когда собирают урожай и цены падают, он закупает продукцию по среднегодовым ценам. Когда цены снова поднимаются, фонд перепродает овощи, зерно и фрукты, чтобы выйти в ноль.

Почти во всем мире сельское хозяйство дотационно. В Карабахе в хороший год $400, потраченные на обработку одного га, приносят $800 выручки. И там уверены, что в ближайшем будущем эффективность еще вырастет. Например, до недавнего времени в республике почти не пользовались искусственным орошением, а в 2015 г. начали. Результат — три дождевальные машины повысили собираемость с гектара в 3 раза. Решили закупить еще.

В республике действует предприятие по переработке овощей и фруктов. Нагорный Карабах является также крупным животноводческим районом. На его долю приходится 5,5 % поголовья крупного и 6,7 % поголовья мелкого рогатого скота республики.

Не забыто и виноградарство, тоже сильно пострадавшее в ходе войны. В последние годы идет его активное возрождение. Так, карабахские вино и коньяки экспортируются во многие страны мира, в том числе в США и Россию.

вино

Работают здесь и еще над одним проектом – производство черной икры. Уже закупили первых мальков сибирского осетра для завода в селе Матагис. А производство строят на деньги швейцарца с армянскими корнями Вартана Сирмакеса, который не побоялся вложиться в дело, первая прибыль от которого появится только в 2021 году (мальки растут шесть лет!). Если все пойдет хорошо, то в год завод будет производить 30 т икры и приносить $30 млн. прибыли в год.

Энергетика

Здесь же, между заводом и водохранилищем находится еще один предмет гордости Карабаха — мини-ГЭС. В 2008 году Карабах потреблял 220 млн. кВт/ч, а на оставшейся с советских времен Сарсангской ГЭС производил только 70–80. Электричество закупали в Армении. И хотя Нагорно-Карабахская республика имела мощный потенциал для развития гидроэнергетики, найти деньги в бюджете на это не могли. Тогда правительство разрешило строительство частных ГЭС и гарантировало инвесторам прибыль с помощью тарифов на покупку энергии государством. С тех пор в республике появились 12 частных ГЭС, которые производят 300 млн кВт/ч, а еще пять строится. В республике думали, что смогут экспортировать энергию в Армению, но вместе с ростом экономики выросло и энергопотребление. Теперь здесь надеются, что к 2018 году смогут покрыть собственные нужды. А сейчас здесь рады тому, что наладили постоянное электро- и водоснабжение: раньше оно было два часа в день. А газификация территории составляет 90%.

экономика

Строительство

Еще одна стратегическая отрасль Карабаха – строительство. И в первую очередь жилья и социальной инфраструктуры.

Например, частная строительная компания «Бларг» создавалась еще в 1997 году и тогда ее годовой оборот составлял $200 (двести!!!). Но в начале 2000-х она получила госзаказ и сейчас ее оборот достиг $1,4 млн.

Прибыль в строительной отрасли утверждена властями - 10%. Почти все заказы, которые получает компания — государственные (детские садики, школы и больницы).

Горная промышленность

Важна для Карабаха и горная промышленность. В ней работает несколько маленьких компаний и гигант — Base Metals — лидер республики по выплате налогов и по количеству работающих здесь людей (1200 человек из 12 деревень, зарплата от 210 тысяч драм — $300), И, что самое удивительное, руководство Base Metals, вместо положенных 5% решило отчислять в бюджет республики 20% от прибыли (вот такие чудеса!).

Еще в начале 2000-х содержащую медь и золото руду добывали в Дрмбонском месторождениии. Концентрат меди и золота в основном отправлялся в Армению, после чего медь и золото попадали на европейский рынок. Это было рентабельно (в 2010 году Base Metals заработала $25 млн, из которых $8 млн стали прибылью). Но с тех пор цены упали, а месторождение истощилось. Поэтому теперь все надежды на Кашенский горно-обогатительный комбинат, который был сдан в эксплуатацию в 2015 году. Планируется, что он будет производить 8000 — 10000 т меди в год .

Кроме того здесь действуют и комбинаты по добыче и переработке различных видов строительных камней (туф, базальт, гранит, известняк). Разрабатывают в республике и медно-молибденовые прииски.

Нужно отметить, что на территории непризнанной НКР находится 155 месторождений полезных ископаемых, из которых пять — с залежами золота. К примеру, на территории Кельбаджарского района (Шаумяновского района НКР) такое месторождение имеет промышленных запасов свыше 100 тонн.

Но что удивительно, в советский период горнорудная промышленность в НКАО вообще отсутствовала.

Ковры

Еще одна прибыльная отрасль — ковроткачество. Еще в советские годы Карабах славился ковровым производством. В 2013 году владелец компании Karabakh Carpet захотел восстановить старое ремесло. Правительству Карабаха идея понравилось, тем более что нанимать предполагалось только женщин, а они составляют 95% безработных республики. Через тот же Инвестфонд республики власти сдали компании помещение в аренду и помогли с кредитами. Когда производство более-менее наладилось, компания получила крупный госзаказ, что принесло ей $270000. Теперь продукция Karabakh Carpet продается за рубежом и приносит в год $600000 выручки.

Туризм

Не забывают здесь и о такой статья доходов, как туризм. Ведь в Карабахе для его развития есть самое главное: богатая природа, горы, леса, родники. На его территории расположены тысячи памятников армянской истории: древние церкви, монастыри, крепости, мосты, городища. Другое дело, что развитие его связано с рядом труднопреодолимых трудностей: военный конфликт, пропаганда, не везде хватает развитой инфраструктуры…

красота

Но и здесь есть уникальный пример, когда один человек превратил маленькое карабахское село Ванк (60 км от Степанакерта) в целый туристический комплекс. Вложил личные средства в дороги, больницы, отели, парки отдыха и зоопарк и восстановил древний Гандзасарский храм.

село_Ванк

Село Ванк

райсовет

Райсовет

школа

Школа

отель

Отель

парк

Парк

парк

Обратная сторона независимости

Но, несмотря на все эти достижения, конечно, есть и проблемы. И главная — непризнанный статус НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область). И мало того, что для экспорта и импорта есть только автодорога, поставлять продукцию на зарубежные рынки республике тоже запрещено. Поэтому, чтобы оформить очередную партию товара, нужно ехать в Ереван и заполнять документы на вывоз или регистрировать компании там. А это и транспортные расходы, и временные затраты. Тем более что армянская бюрократия, по мнению местных бизнесменов, менее приятна, чем карабахская, и чаще задерживает грузы… Хотя на товарах остается надпись Made in Artsakh…

Кроме того, карабахцы не могут изменить три ключевых отпугивающих от них фактора: территориальный конфликт, транспортную недоступность и зависимость от Армении. Может, именно поэтому здесь и сделали ставку на доступность власти и отсутствие бюрократии. Поговаривают, что в Карабахе хотели даже провести социально-экономический эксперимент: ввести прямую демократию по швейцарскому типу. Но, от такой идеи пришлось отказался по политическим соображениям. Ведь пока не решен территориальный вопрос, Карабаху нужен защитник, который будет страховать его от возможных выпадов со стороны Азербайджана. А это может делать только Россия (Европа придерживается официальной позиции ООН, а военный бюджет Армении в несколько раз меньше азербайджанского). И здесь прекрасно понимают, что Москве может не понравиться, что в зоне Таможенного союза вдруг появится область либерализма в западном стиле. Поэтому сейчас здесь и воздерживаются от дальнейших реформ.

А что же Россия? Очевидно, что она свела к минимуму возможность участия Запада в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и оставила больше возможностей за собой. Нельзя забывать, что Армения стала членом Евразийского экономического союза. Если вдруг развернется масштабная война, то Россия направит туда миротворцев. Но если она вмешается в конфликт на стороне Армении, то потеряет свое влияние на Азербайджан, а значит, и потенциал экономически выгодных отношений с ним. А ведь Баку тоже смотрит на Москву с надеждой, и для этого есть основания: Россия — главный поставщик оружия для Азербайджана…

В апреле 2016 года Армения обвинила Азербайджан в широкомасштабном наступлении в Нагорном Карабахе. Обе стороны конфликта заявили о больших потерях, а также обвинили друг друга в провокациях. Затем была достигнута договоренность о перемирии, которое нарушается с завидным постоянством.

Так что же делать? «Для того, чтобы решить конфликт, надо убрать первопричину. А первопричина — в оккупации Арменией азербайджанской территории, и это международно-признанный факт…. Ведь разговор идет не о самом Нагорном Карабахе, а о пяти прилегающих к Нагорному Карабаху районах», — отметил посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу. И добавил, что Азербайджан давно предлагает освободить эти пять районов и начать мирные переговоры о будущей судьбе Нагорного Карабаха».

А что говорят жители Карабаха?

«У меня было много друзей среди азербайджанцев, мы хорошо жили здесь вместе, — признается 60-летний фермер Александр. — Но мать мне еще задолго до войны говорила: «С азербайджанцами дружи, но оружие из рук не выпускай». И добавил, что прожил в Карабахе всю жизнь, как и его предки, «воевал за эти земли и не собирается их оставлять».

60-летняя Сусанна из села Нор Марага: «Раньше мы с азербайджанцами, на первый взгляд, нормально жили: постоянно ходили в их деревни на рынок, вместе играли в футбол. У нас тогда, в советское время, не было права на вражду. Но между нами всегда была тихая ненависть…».

Таким образом, можно сказать, что сегодня основное препятствие для конструктивных переговоров — это взаимное ожесточение сторон. Ведь даже между обыкновенными представителями двух народов идут постоянные споры о том, кому принадлежит то или иное историческое, культурное, и даже кулинарное достояние региона. А указывая на различия, они не видят, может быть, главного — как много между ними и общего. Может поэтому и появилось пессимистическое мнение, что возможность разрешить этот конфликт проявится только тогда, когда сменятся поколения и между народами ослабнет накал ненависти…

Читайте также: Как выглядит непризнанная "свобода": "Страна души" - Абхазия

жители_Карабаха

нет
Теги новостей: