03.09.2012, 20:36

«Легко можно получить оценку, но не знания!»

   39 лет подряд входит в учебный класс Анна Ивановна Чмырева — учитель математики в северодонецком многопрофильном лицее и опытный методист. За высокие показатели работы ее имя было названо в числе пяти лучших преподавателей Луганской области. О том, как удается решать не только математические, но и жизненные задачи — она рассказала Час Пик.

- В этом году я беру новый восьмой класс, который буду вести до выпуска четыре года. С новыми детьми всегда молодеешь, поэтому будем считать, что я на четыре года молодею!
- Анна Ивановна, как получилось, что вы стали учителем?
- У меня есть одно яркое воспоминание из детства: в г.Соледар, где я выросла, мы с другими детьми любили рисовать на песке. И я отчетливо помню, что еще не умея писать, нарисовала перевернутую «пятерку». То есть я мечтала быть учителем задолго до того, как сама пошла учиться в школу. О другой профессии даже не мыслила! Сразу после школы поступила в Луганский «пед».
   Поскольку мне легко давалась математика (будучи школьницей, я всегда участвовала в олимпиадах по этому предмету), я выбрала этот математический факультет. Хотя некоторые сложные задачи до сих пор решать не умею — и такие есть! (смеется)
   После окончания института мне дали направление в 16-ю школу, но у нее даже фундамент еще не был залит. Поэтому я пошла работать в соседнюю школу - №4. Окна моего кабинета выходили на строительную площадку, и целый год я смотрела, как возводится школа, в которой я буду работать. Через год я перешла через дорогу — в школу №16, и вот уже 39 лет хожу сюда на работу.<

- Всем понятно, как родители и администрация школ готовятся к новому учебному году. А как готовятся учителя?
- Даже находясь в отпуске, приходится много читать, прежде всего — это школьная программа, учебники. Поскольку я руководитель метод.объединения, то надо подготовиться к семинарам и совещаниям.
   Признаюсь: сейчас задачи летом не решаю, но раньше приходилось «руку набивать». Был у меня такой закон — в день решать по 10-20 задач, даже когда не хочется. Математика ведь не стоит на месте, для физико-математических классов значительно усложнился материал. То, что еще 15-20 лет назад было редкостью в учебной программе, теперь встречается очень часто. Если выходит новый учебник, то его надо просмотреть, прорешать, чтобы знать, в каком направлении работать.

- За почти 40-летний период поколение детей сильно изменилось?
- Мне кажется, что с каждым годом дети более развитые, творческие, раскрепощенные. Все чаще они могут позволить себе то, что раньше было ограничено рамками. В чем-то это хорошо: они больше знают, быстрее и легче ориентируются в ситуации.
   В 1992 году я выпускала один класс. До этого у нас калькуляторы были самые примитивные, а потом школа закупила программируемые. Как ребята с ними носились! Составляли программы, изучали их — для них это было достижение.
   Потом один из моих учеников изобрел что-то связанное с компьютерами, и вся школа бегала к нам в кабинет смотреть игру, которую он придумал!
  А сейчас создавать ничего не надо — есть масса готовых программ, просто будь пользователем. В этом отношении дети развиваются медленнее. В основном, создают сайты и играют в сетевые игры.

- Кто из ваших учителей оказал на вас наибольшее влияние?
- В 9-м классе мне выпало счастье учиться у Фоницкого Эдуарда Александровича. Он преподавал историю, и был для нас «царь и Бог», потому что никто не уделял нам столько времени и внимания: походы, поездки были частью нашей школьной жизни — в том числе на целину!
   Помню, как летом наш отряд ехал из Купянска куда-то на Урал, через горы, потом работали в совхозе два месяца, а возвращались через Москву. Теперь я понимаю, что учитель в каком-то местном магазине купил знамя, но вручал нам его представитель ЦК Комсомола. Это знамя до сих пор украшает мою школу в г.Соледар — ей единственной было присвоено звание школы имени Ленинского комсомола. Так учитель всколыхнул наш небольшой городок.
   Еще я помню своего математика — Ивана Ивановича Марченко. Очень необычный человек, я долго поддерживала с ним отношения. Моя учительница химии — Зоя Евгеньевна — до сих пор жива. То есть я многих своих учителей помню. Несмотря на то, что наша школы была в глубинке, преподаватели учили нас на совесть!

- За время вашей педагогической деятельности какие были курьезные случаи?
   Был у меня очень интересный класс. И однажды я их строго отчитывала за что-то: держу в руках журнал и в порыве эмоций произношу: «И журнал куда-то дели!» Ребята сначала замерли, а потом стали хохотать!
   А вообще я стараюсь любые нестандартные ситуации перевести в шутку, с детьми легко можно договориться.

- Как сегодня школьники подшучивают над учителями?
   Кнопки уже не подкладывают (то, что мы когда-то любили делать). Явных пакостей не было — надо мной, наверное, боятся подшучивать.
   Один случай расскажу: первый свой класс я выпускала в 1980 году. У нас был очень молодой коллектив учителей, в том числе наша ровесница Ольга Викторовна Аникеева. К сожалению, она умерла от онкозаболевания в 28 лет. Ребята безумно ее любили! И вот нового учителя истории они не восприняли, шумели всегда на его уроках. Мне приходилось часто присутствовать на занятиях, чтобы следить за дисциплиной. И вот на очередном уроке дети сговорились и стали нарочно кашлять: то один, то второй — по цепочке. А я была в тот день простужена и тоже кашляла. После урока дети меня спросили: «Вы специально нас поддерживали?» - Ну, как я могла такой саботаж поддержать!
   Вот еще в прошлом году окно в кабинете разбили, это второй случай в моей практике...

- Что сегодня может повысить авторитет учителя?
- В первую очередь — компетенция. Еще — спокойное отношение к детям. Надо уметь защищаться от нападок учеников, иронизировать, тогда они перестают досаждать.
- Что бы вы пожелали ученикам и их родителям?
- Родителям хочу сказать: детей своих надо любить. Но любовь выражать не только в том, чтобы одеть и накормить, но и дать им достойное образование. Потому что в наше время только компетентный человек может чего-то достичь.
   А детям могу пожелать прилежно учиться. Я придерживаюсь того мнения, что учиться никогда не бывает легко. Легко получить оценку, но не знания. Учителем можно быть недовольным, если у него высокие требования. Но впоследствии всегда ценят тех, кто дал хорошие знания.

Беседовала Наталия Войнова

нет
Теги новостей: