19.05.2011, 20:27

Украина получила новый Воздушный кодекс

Владимир Гонтарь | Все новости автора

Сегодня, 19 мая 2010, Верховная Рада Украина приняла долгожданный для системы отечественной авиации документ - новую редакцию Воздушного кодекса. За принятие Воздушного кодекса проголосовали 299 народных депутатов.

«Это полноценный документ, который адаптирует авиационную отрасль Украины в Европейский Союз, - подчеркнул Вице-премьер-министр Украины - министр инфраструктуры Борис Колесников. - Кроме того, упрощаются работа авиакомпаний, особенно в сфере малой авиации ».

Вице-премьер-министр Украины также отметил, что новая редакция Воздушного кодекса позволит либерализовать полеты украинских авиакомпаний в США. «Принятие кодекса - один из шагов для обеспечения возможности нашим компаниям работать на рынке США, поскольку они могут быть отнесены к первой группе компаний Федерального авиационного агентства. Следовательно принятие кодекса позволит нашим авиаперевозчикам организовывать перелеты не только в Нью-Йорке », - сказал он.

В новой редакции четко прописаны обязанности авиакомпании перед пассажирами, чего нет в действующем Воздушном кодексе. Так, согласно документу, который получил поддержку Правительства, авиакомпания несет ответственность за утрату или ущерб, причиненный при перевозке пассажиров, багажа, груза и почты. Отныне это закреплено на высшем законодательном уровне, а не только прописано в правилах перевозки пассажиров и багажа.

«Согласно новой редакции Воздушного кодекса права пассажиров будут защищены совсем по новому», - подчеркнул Борис Колесников.

Документ дает право пассажиру на компенсацию и иную помощь от авиаперевозчика в случае отказа от принятия на борт, отмены полета, длительной задержки вылета и снижение класса обслуживания.

Соблюдение авиаперевозчиками и другим субъектами авиационной деятельности положений правил перевозок пассажиров, багажа и грузов, особенно в части соблюдения прав пассажиров, контролировать администрацию по вопросам гражданской авиации (Госавиаадминистрация). С целью защиты граждан, пользующихся авиационным транспортом, от неожиданных отмен регулярных рейсов, авиаперевозчики обязаны проинформировать авиационное ведомство о прекращении регулярных воздушных перевозок по той или иной воздушной линией, которую они эксплуатируют, за 30 дней до планируемой даты прекращения указанием причин.

Еще одним нововведением разработанного Минтранссвязи проекта Воздушного кодекса является возможность организовывать общественно-важные перевозки пассажиров при предоставлении права авиаперевозчикам на выполнение полетов, учитывая потребности развития транспортной системы Украины. То есть, авиационное ведомство может принять решение об обслуживании определенного маршрута даже с незначительным воздушным движением, однако важным для города или региона. При этом авиаперевозчик должен придерживаться установленных требований, в частности, относительно непрерывности и регулярности воздушных перевозок, а также их объема и тарифов на перевозки. В обмен на это правительственный орган, отвечающий за гражданскую авиацию, имеет право ограничить доступ к воздушной линии, обслуживаемой в рамках общественно-важного обязательства, только для одного авиаперевозчика, этим обеспечив его исключительное право на обслуживание этого маршрута на срок до трех лет. Это позволит стимулировать развитие внутренних маршрутов и повысить популярность авиационного транспорта среди населения.

Кроме того, проект направлен на улучшение условий пользования авиационным транспортом для пассажиров с ограниченной подвижностью (инвалидов). Так, этим категориям пассажиров должна предоставляться на соответствующем уровне бесплатная особая помощь, которая гарантировала бы получение услуг, предусмотренных для всех остальных пассажиров.

Также новый проект Воздушного кодекса содержит статьи, касающиеся охраны и защиты окружающей среды от вредного влияния полетов гражданских воздушных судов. Так, субъекты авиационной деятельности обязаны при эксплуатации самолетов на земле и в воздухе придерживаться установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и воздействия физических факторов и принимать меры для уменьшения объемов выбросов этих веществ и уровня шума, электромагнитного и радиационного излучения.

Если уровень шума при эксплуатации воздушного судна превышает установленный, правительственный орган по вопросам гражданской авиации имеет право ограничить или запретить его полеты. Субъекты авиационной деятельности обязаны компенсировать в установленном законодательством порядке гражданам вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие их авиационной деятельности.

Законодательно закрепляется разделение на государственную и гражданскую авиацию, чего нет в действующем Воздушном кодексе. К гражданской авиации относятся коммерческая авиация (перевозка пассажиров и грузов), выполнение авиационных работ и авиация общего назначения - так называемая «малая авиация», которая используется с частной целью и регулируется упрощенными правилами и требованиями.

Что касается ответственности за нарушение безопасности авиации и использования воздушного пространства, то новый проект предусматривает систему применения гибких штрафов на физических (максимально - до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан) и юридических лиц (максимально - до восьми тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан), в частности, и для малой авиации», а также распределение правонарушений на категории по степени влияния на безопасность полетов.
 <