11.10.2016, 20:50

Бутусов: Кадровый кризис в армии уже нельзя скрыть ложью Генерального штаба

Кадровый кризис в армии уже нельзя скрыть ложью Генерального штаба. Кампания призыва на контракт, судя по результатам, провалена. И это наша общая проблема. Если отбросить ложь и хвастовство в "Фейсбуке" и на телевидении и взглянуть на реальность, то в армии изменилось одно: появился костяк офицеров и солдат с боевым опытом, фанатов войны, патриотов, которые будут сражаться, несмотря ни на что.

6-и волна отходит - что дальше?<

Комплектность украинских войск, и прежде всего - боевых частей на передовой, остается невысокой. Некомплект личного состава в целом в сухопутных войсках составляет примерно 50%. Однако численность подразделений на передовой нередко проседает до 40%. После указа президента о демобилизации 6-й волны численность боевых частей уменьшится до 20-30% от штатной численности.

Кроме того, на передовой далеко не все служивые - полноценные воины. В боевых частях давно уже произошло расслоение на дееспособный и ограниченно дееспособный личный состав. Вопрос - а где же "контрактники", про массовый набор которых громко заявляло военное руководство? Это вопрос на фронте ставят все. В боевых частях приток "контрактников" совсем незначителен и не обеспечивает пополнение после отхода 6-й волны.

Однако учебные части, тыловые учреждения, войска ПВО, части центрального подчинения Генштаба и Минобороны уровень комплектности имеют выше, чем пехотные подразделения на передке. Это объясняется несколькими факторами.

Во-первых, пехота, на чьих плечах лежит основной груз войны, комплектуется, как это было и в советские времена, по окончательному принципу. Качество личного состава пехоты и его боевая выучка - все это руководство Генштаба не считает приоритетным. Это отголосок древней советской концепции глобальной ядерной войны, где огневая мощь, плотность огня считались основой боевого применения. А пехота должна просто заполнять выжженное и разбомбленный.

На самом деле уже война в Афганистане показала утопичность такого подхода. Пехота была и остается основой вооруженных сил, и только качество пехоты гарантирует эффективное применение частей спецназа, артиллерии, танков. Но весь современный опыт войн, прошлых и нынешних, как и раньше, Генштабом ВСУ не берется во внимание, а начальник Генштаба Виктор Муженко, как и раньше, не забивает себе голову военной наукой.

Чтобы делать карьеру в украинской армии, надо думать об одном - о близости и регулярном допуске к Верховному главнокомандующему и восхвалении своих заслуг. Муженко сейчас озабочен работой в соцсетях, - он регулярно встречается с популярными блогерами, занимается пиаром и расширяет штаты пиар-служб, даже издал приказ военнослужащим давать отпор любой критике со стороны общества и СМИ. Генерал армии жестко воюет на виртуальном фронте, ему не до своих солдат. А Верховный главнокомандующий боеспособность армии тоже оценивает по бравурным рапортам и статусам в "Фейсбуке".

Во-вторых, служба в полевых условиях непростая. Здесь необходимые и обеспечение, и условия, и возможность для отдыха. К сожалению, несмотря на заметное упорядочение системы снабжения и обеспечения, этого далеко не достаточно, чтобы оборудовать нормальные позиции на стабильных участках фронта. Деньги бюджета идут на решение каких-то глобальных задач, а на фронте вне населенных пунктов, как и раньше, люди живут в достаточно примитивных условиях, как в лагере выживания.

Все делается собственноручно - и жилье, и быт. А рук этих мало, и множество необходимых для жизни предметов надо доставать самому. Что мешает закупить вдоволь жилых модулей, передвижных душевых и прачечных? Обеспечить все опорные пункты мобильными полевыми кухнями?

В-третьих, отношение к людям в армии все еще не очень отошло от советских стандартов. К военнослужащим относятся как к одноразовым исполнителям на период контракта. Военное командование относится к личному составу так, словно имеет неисчерпаемые человеческие ресурсы опытных и подготовленных военных.

Люди больше всего жалуются на отсутствие ротаций, на необходимость почти год жить в отрыве от семьи, на отсутствие отдыха, на сложность решения бытовых вопросов. На то, что командование не дает времени на восстановление и решение личных вопросов.

В-четвертых, социальный статус и условия службы в армии мобилизованного, по сравнению с контрактником, значительно лучшие. Прежде всего, мобилизованного в четко ограниченном сроке службы, он может сохранять свое место работы, качество его обеспечения ничуть не хуже, чем у контрактника.

Командование сухопутных войск неоднократно обращалось к руководству Генерального штаба с предложением провести 7-ю волну мобилизации. И это предложение в этой ситуации кажется наиболее разумным. Больше всего теряют от некомплекта подразделения на передовой. Пополнить их численность за счет громоздкой 250-тысячной махины - невозможно.

Структура ВСУ и МО сейчас - большой колхоз, где много служащих и мало воинов там, где воины нужны в первую очередь. Отход 6-й волны обнажает проблемы и заставляет задуматься: никаких структурных реформ в армии не произошло. Если отбросить ложь и хвастовство в "Фейсбуке" и на телевидении и взглянуть на реальность, то в армии изменилось одно: появился костяк офицеров и солдат с боевым опытом, фанатов войны, патриотов, которые будут сражаться, несмотря ни на что.

Но этим новым качественным людям нужна новая качественная структура организации. 7-я волна должна быть волной мобилизации добровольцев с боевым опытом. При этом уровень их обеспечения и условия службы должны быть радикально пересмотрены. Любой профессиональный солдат и офицер, любой эффективный воин важнее, чем любое оружие. Человек - это самое эффективное оружие в современной войне. И это оружие надо максимально точно и грамотно применять.

Кадровый кризис в армии уже нельзя скрыть ложью Генерального штаба. Кампания призыва на контракт, судя по результатам, провалена. И это наша общая проблема. К сожалению, вместо системных решений военное руководство снова хочет скрыть масштаб проблемы путем перевода войск на передовой на сокращенный штат.

При этом боевых задач никто не отменял. Вместо системных решений людей хотят заставить продолжать служить на износ. Эту недальновидную политику надо наконец изменить. Надо перестать врать и обманывать самих себя. Основой планирования и стратегии боевых действий должно быть отношение к солдату на передовой. Это ради него крутится вся эта военная машина с многозвездочными генералами.

К сожалению, проезжая передовые опорные пункты и общаясь с солдатами и офицерами, понимаешь: люди пока что не являются приоритетом, и внимания к их проблемам недостаточно. Это и есть основная причина провала набора контрактников, и понимание этого принципа должно стать основой реальных реформ.

Юрий Бутусов

Теги новостей: