20.10.2016, 19:28

Смерть "Моторолы" показала: зло не всесильно и безнаказанности не будет

Смерть "Моторолы" показала нам лишь одно: что зло не всесильно. Глупо рассчитывать, что для того, чтобы стать хозяином жизни, безнаказанно грабить, убивать и кутить, нужен лишь "билет до Ростова, граница, автомат и окоп". Убийство "Моторолы" показало: безнаказанности не будет.

Похоронили одного из главарей донецких боевиков Арсена Павлова, известного под позывным "Моторола". С 16 октября, когда его ликвидировали, в социальных сетях не прекращается нескрываемое ликование по этому поводу. И каким бы странным и противоестественным ни казалась радость из-за чьей-то смерти как таковой, людей можно понять.<

"Моторола" успел стать воплощением самых худших черт российского оккупанта, своего рода ходячим собирательным образом, что и обеспечило его небывалую медийную известность. Маленький, непривлекательный, с внешностью типичного дворового гопника, он получил в чужой стране явно не соответствующий его образу высокий статус, новую молодую жену (при наличии прежней), квартиру и небывалые почести. Он стал символом того, как можно ворваться в виде захватчика в чужой город и начать, фактически, править им, устанавливая свои порядки, роскошествуя, убивая и мародерствуя.

Известный своей жестокостью, он лично признавался украинским СМИ, что расстрелял 15 пленных, цинично добавив при этом: "Хочу убиваю, хочу - нет". В то время, когда местные жители Донецка жаловались на постоянные обстрелы и бесчинства боевиков, пустые рестораны и грозный комендантский час, "Моторола" демонстративно играл свадьбу в разоренном им и его подельниками городе.

Он всячески демонстрировал, что является здесь "хозяином жизни", любил фотографироваться с автоматом и в камуфляже, любил пытать и убивать людей, и даже, как сообщали, глумился над телами погибших украинских военных.

От командира боевиков не отставала и его новая жена, тоже "ополченка", в свое время написавшая, что "не всех жителей Абхазии можно назвать людьми", и раскритиковавшая быт непризнанной республики, в которой, напомним, победил тот же самый "русский мир", который она и ее супруг принесли в Донецк.

Арсен Павлов действительно стал символом того самого "русского мира" – и символом деградации собственной страны в глазах российской интеллигенции. "А жажда покоя и воли сегодня свелась к Мотороле", – с болью писал поэт Дмитрий Быков, сетуя, как вся русская культура и литература, используемая сегодня пропагандистами для оправдания преступлений Кремля, будет теперь навсегда ассоциироваться с ложью и войной.

И вот этот символ садиста, боевика и захватчика был внезапно уничтожен. Публицист Павел Казарин справедливо отметил, что смерть "Моторолы" стала еще и крушением созданного пропагандистами мифа, "который гласил, что удаль антифашистская способна вынести тебя из грязи в князи, щедро оделить славой, женой и деньгами". И все же лично я не могу бурно радоваться смерти "Моторолы", потому что, как бы это банально ни звучало, я не считаю нормальным ликовать по поводу убийства.

Поясню: я не испытываю ни малейшего сочувствия к погибшему боевику. Я считаю, что его смерть стала закономерным итогом выбранной им самим судьбы и справедливой расплатой за его собственные зверства. Но я слишком хорошо помню, как менее двух месяцев назад трагически погиб мой друг и соратник Александр Щетинин, и как глумливо и подло ликовали по поводу этой смерти сторонники оккупантов. Те его бывшие коллеги, которые выглядели более удачливыми и успешными, потому что согласились остаться в России и стать частью кремлевской пропаганды, не преминули облить его грязью и вещать о том, "что бывает с предателями родины".

Это было омерзительно, подло и трусливо, но даже обиды не вызывало – настолько ничтожными казались людишки, которые поспешили оттоптаться на чужих костях, не способные даже приблизительно понять смысл и значимость Сашиной жертвы. И поэтому мне очень не хочется сейчас, чтобы мои коллеги и единомышленники хоть в чем-то напоминали эту свору лжецов и пособников войны, глумящихся над чьей-то смертью.

Да, безусловно, у нас есть во много раз более уважительные причины для издевок в адрес "Моторолы": это естественно и оправданно для жертв – радоваться смерти палача. Но ведь мы – не просто жертвы, но еще и бойцы, каждый на своем фронте. И потому мне очень не хочется, чтобы смысл и ценность наших жертв, страданий и нашей борьбы, цитируя Быкова, "сводились к Мотороле". Мне кажется, этот человек слишком ничтожен для того, чтобы из-за него мы теряли самих себя, опускаясь до уровня таких, как он.

И его жизнь, и его смерть – это довольно неинтересные события, которые не стоят такой эмоциональной вовлеченности стольких людей, которой сопровождается его кончина. Да, волею судьбы этому ничтожному человечку удалось страшным образом повлиять на многие судьбы, но только от нас самих зависит, насколько мы теперь позволим ему и дальше, уже после смерти, влиять на нашу жизнь, наше настроение и наши нравственные нормы.

Да, безусловно, стоит порадоваться за тех, кто в результате смерти "Моторолы" остался жив, здоров и свободен. Порадоваться за то, что теперь будет меньше жертв жестокости и зверств оккупантов и, может быть, меньше желающих "искать счастья" на Донбассе. Можно радоваться нашим победам, защищенным городам, спасенным людям. Но "Моторола" явно не стоит того, чтобы делать из его смерти праздник. Праздник – это значимое и радостное событие, но в "Мотороле" нет ничего значимого, а в факте смерти человека – ничего радостного.

Достаточно того, что над смертью Моторолы глумятся его же собственные соратники, приближенные к тому самому российскому президенту, интересы которого он так кроваво защищал в Украине. К примеру, Эдуард Багиров, бывший доверенным лицом Путина на выборах 2012 года, назвал покойного "неграмотным прыщавым гопником", и написал, что "отродясь не был и не планирует быть в Лугандоне". Бывший комиссар кремлевского движения "Наши" Кристина Потупчик язвительно поинтересовалась в твиттере "А что там Моторола? Выпустила Note 7?".

И такие реплики от собственных хозяев, в общем-то, и являются самым достойным некрологом погибшему. Ведь что, в сущности, означает для нас смерть Моторолы? Пока что не победу – до победы нам предстоит еще долго трудиться и многое вытерпеть. И не подтверждение того, что добро всегда побеждает, потому что мы знаем многие примеры того, как хорошие люди проигрывают, как гибнут украинские бойцы, оставляя жен вдовами, а детей сиротами. И не доказательство, что мир стоит на принципах справедливости и воздаяния – потому что, как уже говорилось, кто-то может назвать такой же "справедливостью" и смерть наших близких, как это было в случае с Сашей Щетининым, Павлом Шереметом и многими другими.

Смерть "Моторолы" показала нам лишь одно: что зло не всесильно. Что, как правильно заметил Павел Казарин, глупо рассчитывать, что для того, чтобы стать хозяином жизни, безнаказанно грабить, убивать и кутить, нужен лишь "билет до Ростова, граница, автомат и окоп". Убийство "Моторолы" показало: безнаказанности не будет. На войне равно гибнут правые и неправые, свои и чужие, благородные и жестокие.

Смерть "Моторолы" напоминает нам, что граница между добром и злом проходит не по тому, что героем или злодеем быть "выгоднее" или "безопаснее". С любой стороны находиться не выгодно и не безопасно, и любой, кто воевал, это подтвердит. Граница проходит по совсем другому критерию: мы должны отличаться от них. Мы должны быть лучше, достойнее, мудрее. И я уверена, что в нашей жизни будет еще много настоящих праздников, не сводимых к "Мотороле".

Ксения Кириллова

Теги новостей: