19.12.2017, 09:39

Конфликт на Донбассе будет продолжаться еще несколько лет - западный политолог

Французский политолог и публицист Лоран Шамонтен считается специалистом по Украине и России. Он высказал свое мнение о переговорах в "нормандском формате" касательно Украины и самом вероятном сценарии завершения войны на Донбассе.

Французский эксперт дал интервью журналисту издания "Апостроф", передает Час Пик.<

Лоран Шамонтен, в частности, отметил, что с точки зрения бизнеса отношение к Украине постепенно меняется.

- А меняется ли оно вообще в Европе?

- Зависит от того, о ком мы говорим. Если речь идет о рядовом человеке, у нас во Франции, например, об Украине мало знают – по разным причинам. Раньше сильным было влияние Коммунистической партии, было много положительного о Советском Союзе и так далее.

В результате чего сейчас людям очень трудно разобраться с тем, что происходит на постсоветском пространстве вообще и в Украине в частности. Я не уверен, что репутация Украины сильно изменилась в течение последних четырех лет на уровне среднестатистического француза.

- Как вы можете охарактеризовать информационную картинку, которая сейчас существует во Франции по украинско-российскому вопросу? Хотя мы, конечно, знаем, что, в общем, пишут не так много…

- Думаю, что большинство понимает, что речь идет действительно о войне России против Украины. Люди хотя бы это поняли. Это одно. С другой стороны, уже два года на Донбассе конфликт низкой интенсивности. Донбасс для обычного француза – это очень далеко. Он даже не знает, где именно этот регион находится. Если учитывать, что конфликт действительно дошел до низкой интенсивности, для француза происходящее на Востоке Украины – это просто замороженный конфликт.

Хотя я прекрасно знаю, что нельзя путать замороженный конфликт с конфликтом низкой интенсивности. Если короче, то я думаю, что у нас сейчас больше игнорируют вопрос Украины. К сожалению.

Также нужно учитывать, что есть много других проблем: на Ближнем Востоке, в Сирии, мигранты… И события в Украине – как бы неприятно вам ни было это слышать – для французов происходят тихо, их не замечают.

- Как Украина могла бы исправить эту ситуацию?

- Однозначно нужно создать амбициозную программу, чтобы изменить имидж Украины. Как вы, может быть, знаете, я три года жил в Украине. Поэтому я знаю, что Украина имеет большой потенциал в области туризма. Если иметь амбициозную политику, можно развивать туризм и таким образом изменить также имидж Украины в западных странах. Если говорить о Киеве, то это прекрасный город с огромным туристическим потенциалом. Но у нас на Западе о Киеве практически ничего не знают.

- Как дальше будут развиваться события на Донбассе? Чего Киеву стоит ожидать от России в свете тамошних президентских выборов в марте?

- По-моему, сценарий наивысшей вероятности – просто застой. Конфликт на Донбассе будет продолжаться на низкой интенсивности еще, может быть, несколько лет – просто потому, что все находятся в тупике. Кто может что-то изменить там? Скорее всего, еще несколько лет мы будем находиться в этом тупике.

Думаю, поддержка западных стран останется на том же уровне. Конечно, есть неопределенность относительно того, что может произойти в России. С одной стороны, для России опасно откровенно идти дальше, развивать конфликт против Украины и даже в других местах постсоветского пространства, опасно начинать новый конфликт или развивать уже существующие.

Если учитывать эффект санкций, то, может, будут какие-то беспорядки в России. Людям тяжело будет это выносить дольше. Но когда это будет – неизвестно.

- А каким вы видите разрешение конфликта по прошествии этих нескольких лет? Это произойдет только после того, как Россия изменит свою позицию вследствие санкций?

- Скорее всего, да. Конец этого конфликта может прийти только от влияния санкций. Есть, конечно, другие сценарии, только менее вероятные. Очень большой кризис в России, распад России тоже возможны, но не очень вероятны. К счастью, кстати, потому что это было бы большой проблемой для всех.

- То есть вы не согласны с тем осторожным оптимизмом, который высказывает спецпредставитель США Курт Волкер по поводу мирного процесса в Украине?

- Может быть, у него есть больше информации, чем у меня. Может быть, он видит какие-то признаки гибкости со стороны России. Но пока у меня нет причин быть особенно оптимистичным.

- Что Украине и странам Запада нужно сделать, чтобы сдвинуть мирный процесс с мертвой точки?

- Трудно сказать. У меня нет идей по этому поводу.

- Какой вы видите роль Эммануэля Макрона в переговорах в "нормандском формате"? Роль Парижа изменилась со сменой президента и правительства?

- Во-первых, надо говорить о том, что могут принести переговоры в "нормандском формате". Еще раз должен сказать о том, что не вижу, что еще они могут принести. Нельзя сказать, что Минские соглашения выполняются – продолжаются бои, там есть оружие. Совсем не ясно, кто сделает следующий шаг.

Макрон будет играть свою роль, если ситуация будет как-то меняться. Но пока у этих переговоров просто нет перспектив.

- А какой вы видите роль Украины в Европе через десять или пятнадцать лет?

- Конечно, еще рано говорить об успехе реформ. Нужно быть осторожно оптимистичными. Но если получится, то через десять лет Украина может быть частью Европы. Только здесь нужно учитывать, что сама Европа имеет существенные проблемы – с этой точки зрения перспективы не так ясны. Во всяком случае, что бы ни произошло, Украина будет сильным партнером ЕС как минимум.

Читайте еще: Гримчак рассказал о механизмах возврата оккупированного Крыма и Донбасса

Читайте также: Родственники узников Кремля в отчаянии и требуют от Порошенко прямого ответа

Теги новостей: