06.05.2016, 22:07

В России День Победы уже не праздник ветеранов, а культ Путина - российский журналист

Режим Путина сделал культ победы в Великой Отечественной войне одной из главных своих опор. Накануне 9 мая власть, как всегда, произносит пафосные речи, а критики власти собирают очередные проявления предпраздничной пошлости и трэша. Российский журналист и блогер Олег Кашин объясняет, почему и то, и другое можно считать признаком общественного единства, и чего на самом деле стоит бояться в связи с Днем Победы.

Стандартное поздравление российского официального лица с Днем Победы сейчас должно звучать как-то так: «В России всегда гордились своей великой историей, события которой всегда трактовались однозначно. И сейчас мы видим попытки заграничных политиков исказить очевидные факты, посеять сомнения в умах подрастающего поколения относительно простых истин, наблюдаем за тем, как внешняя политика выходит на передний план, и кому-то очень выгодно подстраиваться под чужие выдумки.<

Однако государство, которое забывает свою историю, не может иметь будущего. Поэтому сегодня особенно важно вновь напомнить всем о том героическом подвиге, который совершили наши предки, одержавшие победу в далеком 45-м». Это написал Владимир Маркин из Следственного комитета. Но это могла бы быть и Захарова из МИДа, и Пушков из Госдумы, и любой губернатор, и любой министр, любой депутат - кто угодно.

Канон уже сложился

«Заграничные политики», которые хотят отобрать у нас праздник - да, это уже часть официальной мифологии, без которой День Победы непредставим. Путин выйдет на парад, произнесет речь, и в ней тоже обязательно будет что-то про «наших партнеров», которые черт знает что себе позволяют. Это канон, но только часть канона, не весь.

Потому что другая часть того же канона - это всевозможные адские новости о том, как люди готовятся к празднику. Вечнозеленые темы - ошибки верстальщиков праздничных плакатов («В Урюпинске ветеранов поздравили фотографией танка "Тигр!"») и безумные праздничные акции маркетологов и каких-то активистов. Хиты этой весны: георгиевский леденец от «Комуса», георгиевские кокошники от «Патриотки» и праздничный айфон. И, конечно, девочка, якобы нарисовавшая историю войны прахом своего прадеда.

Сюжеты, которые умиляют («Бессмертный полк» и прочее), и сюжеты, которые возмущают, преследуют, в общем, одну и ту же цель. Они готовят общество к дате в соответствии с предпочтениями разных аудиторий, каждая из которых заранее знает, чего она хочет от этого дня - погордиться воевавшими дедами или попроклинать власть. Без 16% проклинающих не было бы 84% одобряющих. Это, может быть, главный парадокс общественного разделения последних лет, которое на самом деле никакое не разделение, а просто вот такое странное единство. Большинство - за, меньшинство - против, но все с одинаковой скоростью следуют маршрутом, который прокладывает тот, кто придумывает эти «бессмертные полки» и «георгиевские кокошники».

Есть еще интересный эффект отражения, когда «патриоты» спорят с несуществующими «либералами», для которых 9 мая - повод сожалеть о том, что немцы проиграли, иначе мы бы сейчас «пили баварское». Никто не видел людей, которые мечтали бы о том «баварском», но из года в год все читают энергичные возражения выдуманным либералам. И это тоже часть канона.

Запертые в четырех годах

Профессиональный праздник ветеранов, каким 9 мая было еще в девяностые, давно умер, но этого никто не заметил. Новый праздник, пришедший ему на смену, воспринимается острее и вызывает больше эмоций, чем то, что отмечали герои фильма «Белорусский вокзал». Мифология Великой отечественной войны, сложившаяся в нулевые, - это новая мифология. В ней есть место и имперскому реваншизму («Можем повторить»), и шансонному надрыву, и либерально-интеллигентскому возмущению - все на месте и все довольны. Шутка о том, что главным достижением Владимира Путина за 16 лет пребывания у власти оказалась победа 1945 года, на самом деле не такая уж и шутка. Победа действительно имеет для путинского государства самое важное - важнее нет - значение.

Вообще-то это был довольно отчаянный и смелый эксперимент - с почти десятилетним (если отсчитывать от 1991 года) опозданием начать создание новой нации из самого большого и, пожалуй, самого несчастного огрызка той «исторической общности», которую когда-то называли советским народом. Мы как-то по умолчанию относимся к себе, нынешним россиянам, как к старому народу с богатой и давней культурой и историей.

Но попробуйте посмотреть на нас как на новый народ, искусственно создаваемый прямо сейчас в ускоренном темпе, как турки при Кемаль-паше. Такому государству, как наше, нужен особый народ - экономически эффективный в рамках углеводородного хозяйства, лояльный авторитарной власти и потому консервативный, враждебно настроенный по отношению к остальному миру, чтобы остальной мир не мог угрожать политической стабильности, и чтобы власть могла проводить нужную ей внешнюю политику.

Такому народу нужен именно такой миф - миф о предках, в кровопролитной войне разгромивших угрозу с Запада, верных своему государству и готовых жертвовать собой ради его интересов. Вторая мировая война оказалась в этом смысле безальтернативной - новый народ создается именно по образцу того народа, великая победа которого засвидетельствована советскими киноэпопеями и огромными бетонными памятниками в городах-героях.

Национальная история путинской нации началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года. Поместив национальное самосознание в этот четырехлетний промежуток, заперев нацию в нем, Путин заменил ей чувство истории на чувство даже не гордости, а скорее лояльности. И это гораздо более надежная страховка от любого бунта, чем любая Росгвардия с ее водометами о огнеметами. Против обычного авторитарного режима бунтовать несложно. А ты попробуй взбунтуйся против Великой Победы - тебя же сам народ и растопчет. И будет прав.

Неизбежность ревизии

Вывод, который из этого должен следовать - он, в общем, довольно страшный. Путин действительно привязал 9 мая к себе до такой степени, что, если ты против Путина, ты естественным образом, даже сам того не желая, становишься сначала против георгиевской ленточки, потом против парада, и против «бессмертного полка», и против воевавших дедов вообще.

В программах оппозиции этого не написано, но если в послепутинской России случится ревизия путинского наследия, то одним из первых пунктов этой ревизии станет и пересмотр победного мифа. Это как раз логичнее всего. И, поскольку крайности у нас любят, очень велика вероятность такой ревизии, на фоне которой нынешнее победобесие покажется раем. И, может быть, уже сейчас стоит сделать какую-то зарубку в памяти, чтобы постараться потом избежать уже антипобедобесия.

Пошлость государственных торжеств не отменяет масштаба большой трагедии, пережитой Россией и русскими семьдесят с лишним лет назад. Кокошники из георгиевских лент не отменяют ордена Славы, у которого была такая же лента и который был самым честным военным орденом на той войне. То, что Путин родился в Ленинграде, и что из-за «блокадного» опроса чуть не закрыли «Дождь», не отменяет того, чем была для людей ленинградская блокада. И если завтра будет депутинизация, то начинать ее с отрицания блокады все-таки не надо.

Сейчас об этом даже странно думать, но, с другой стороны, о чем еще думать - не о девочке же с прахом прадеда. Тем более что девочка оказалась фейком.

Теги новостей: