04.09.2016, 19:05

Анализ результатов внезапной проверки Вооруженных сил РФ

С высокой долей вероятности можно утверждать, что перечень вводных и задач, выполненных в ходе проверки, имеет признаки отработки конкретных действий в конкретных районах и прогнозируемых условиях, включающих как полномасштабные наступательные операции с развертыванием частей и соединений за пределами страны и быстрым наращиванием ударной группировки, так и введение военного положения на территории собственной страны с осуществлением мобилизационных мероприятий, организацией территориальной обороны и обеспечением войск в условиях ведения обороны.

По решению Верховного Главнокомандующего ВС РФ с 25 по 31 августа 2016 года была проведена внезапная проверка войск и сил ЮВО, ЗВО, ЦВО, СФ, Главного командования ВКС и командования ВДВ, которые приведены в полную боевую готовность.<

В течение первых суток осуществлена проверка на способность задействованных подразделений выполнить мероприятия установленной степени боевой готовности, а в дальнейшем – по выводу соединений и воинских частей на полигоны и в учебные районы, где подготовить их к решению задач учения. Внезапная проверка осуществляется в рамках подготовки в Южном военном округе к стратегическим учениям «Кавказ-2016».

Анализ внезапной проверки указывает на приоритетность территории Южного военного округа как плацдарма для отработки развертывания группировок. Целью перегруппировок, вероятно, является оценка готовности Южного военного округа развернуть в сжатые сроки самодостаточные группировки войск (сил), а Западного и Центрального военных округов – по «наращиванию усилий на Юго-Западном стратегическом направлении».

Несмотря на то что на начальном этапе части ВВО не включались в планы проведения проверки, в дальнейшем они использовались как в качестве подразделений усиления и снабжения, так и для отработки отдельных задач, например развертывания медицинских пунктов, операций в лесисто-болотистой местности.

Анализ проведения внезапной проверки указывает на комплексность элементов и задач, отработанных в ее ходе. Среди них выделяются общие элементы:

- прикрытие фронтовыми штурмовиками и ударными вертолетами движения колонн бронированной и автомобильной техники во время перегруппировки войск;

- развертывание систем ПВО в новых районах дислокации с организацией дежурных сил, работающих в режиме двухминутной готовности к вылету, для перехвата цели и ее уничтожения;

- поиск и уничтожение НВФ на горном полигоне «Аднак», скрытое выдвижение, их поиск и блокирование, преодоление минно-взрывных заграждений;

- выполнение задач подразделениями специального назначения по ведению разведывательно-поисковых и противодиверсионных действий на незнакомых полигонах;

- организация системы управления ВДВ при помощи АСУ «Андромеда-Д» путем развертывания пунктов управления и организации устойчивой и непрерывной радио-, спутниковой, телефонной и телеграфной связи;

- организация походного охранения колонн, преодоления зараженных участков местности, отражения нападения диверсионно-разведывательных групп и ударов авиации;

- применение ракетного и стрелкового вооружения авиации по наземным целям в ночное время;

- отработка десантных операций с воздуха и моря;

- форсирование водных преград;

- осуществление мониторинга воздушной и надводной обстановки, управление авиацией, ее наведение на различные виды целей, ведение воздушной разведки в интересах корабельных и наземных группировок при помощи самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50М и А-50У.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что одной из приоритетных задач проверки была оценка возможности боевого управления объединенной межвидовой группировкой войск, слаженности действий штабов и пунктов управления в звеньях «командование военного округа - объединение», «объединение - бригада» и «бригада - батальон».

Ряд эпизодов внезапной поверки отрабатывался на межвидовом и межфлотском уровне, что позволило оценить уровень эффективности взаимодействия при выполнении задач по единому замыслу на суше и на море. Это свидетельствует о том, что военно-политическое руководство РФ заинтересовано в оценке возможности формирования и управления новыми группировками и соединениями, определения их эффективности. Существуют объективные сомнения в том, что такие задачи могут быть связаны с организацией обороны на территории Российской Федерации.

Отдельные отработанные элементы действий подразделений имеют как оборонительный, так и наступательный характер, что не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о подготовке российским военно-политическим руководством масштабной военной операции в ближайшее время.

С высокой долей вероятности можно утверждать, что перечень вводных и задач, выполненных в ходе проверки, имеет признаки отработки конкретных действий в конкретных районах и прогнозируемых условиях, включающих как полномасштабные наступательные операции с развертыванием частей и соединений за пределами страны и быстрым наращиванием ударной группировки, так и введение военного положения на территории собственной страны с осуществлением мобилизационных мероприятий, организацией территориальной обороны и обеспечением войск в условиях ведения обороны.

Нельзя исключать, что часть задач, имеющая признаки отработки оборонительных действий, может быть не связана с задачами оборонительного характера. Например, мероприятия по формированию территориальной обороны в Крыму могут быть оценкой Кремлем возможности нарастить группировку на полуострове в случае выдвижения ударных групп с его территории в иных направлениях за счет внутренних ресурсов с целью сокращения времени на формирование ударной группы.

Мероприятия по борьбе с НВФ, осуществленные в ходе проверки, по своим характеристикам идентичны контрповстанческим и контрпартизанским операциям, характерным для проведения на оккупированных территориях.

Задачи, отработанные подразделениями ЗВО на северо-западных направлениях, в частности в Балтийском регионе, отличаются от тех, что были поставлены перед частями на юго-западном направлении. Большинство задач, отрабатываемых подразделениями, развернутыми в ЮВО, относятся к наступательным действиям, в то время как части ЗВО участвовали преимущественно в отработке задач передислокации, прикрытия и отражения атак условного противника. Это особенно видно на примере отработки задач радиоэлектронной борьбы.

Так, подразделения РЭБ и расчетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) мотострелкового соединения Южного военного округа (ЮВО), дислоцированного в Республике Дагестан, в рамках внезапной проверки боеготовности отработали совместные учебно-боевые задачи по поиску и подавлению радиоэлектронных средств условного противника с использованием комплекса РЭБ «Леер-3» в диапазонах GSM-900 и GSM-1800. Данные комплексы уже были идентифицированы в оккупированном Донецке 29 марта 2016 года.

В свою очередь, связисты бригады управления Западного военного округа отрабатывали задачи по организации проводной, радиорелейной и радиосвязи, организации охраны и обороны полевых пунктов управления и узлов связи, обеспечению передачи сигналов управления в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Возможно, что различие в задачах отражает оценку Кремлем сил и средств противника на соответствующих направлениях.

Приоритет юго-западного направления заметен на примере операций по передислокации авиации ЗВО. Так, самолеты, дислоцированные в Воронежской, Курской и Тверской областях, отработали перебазирование на аэродромы ЮВО в Краснодарском крае, Крыму и Ростовской области. Вертолеты Ми-8, МИ-24, Ми-35 и Ми-28Н авиабазы армейской авиации, дислоцированной в Санкт-Петербурге, осуществили перебазирование на оперативные аэродромы на территории Краснодарского края. Таким образом, командование осуществило передислокацию авиации с северо-западного направления. Такое решение противоречит риторике Москвы об угрозах со стороны НАТО и может быть связано с тем, что наиболее боеспособные подразделения ЦВО на данный момент задействованы в операции в Сирии (в/ч №69806, 63559).

Тем не менее при оценке причин такой передислокации нельзя исключать оценку Кремлем малой вероятности военного ответа НАТО в случае роста активности России на юго-западном направлении. В таком случае это дает Москве возможности задействовать авиагруппы ЗВО в операциях на юго-западном направлении.

Задачи, отработанные в ходе внезапной проверки, свидетельствуют о том, что предполагаемый район наступательных действий имеет крупные речные артерии. Так, военнослужащие соединения железнодорожных войск Восточного военного округа в ходе тактико-специального учения навели 800-метровую переправу через реку Зея – самую крупную реку бассейна Амура. Были подготовлены подходы к берегу для движения военной техники и наведена паромная переправа. Данная вводная обращает на себя внимание тем, что задача выполнялась на территории и силами ВВО, чье участие в мероприятиях по внезапной проверке можно считать скорее исключением.

На завершающем этапе внезапной проверки на полигоне Прудбой в Волгоградской области было отработано форсирование Дона с наведением переправы шириной более 500 метров. Несмотря на то что ширина переправы в обоих случаях соответствует ширине Днепра, а гидрологические параметры Зеи и Дона также схожи с параметрами Днепра, наиболее вероятной причиной вводной является реагирование российского оборонного ведомства на сборку переправы через реку Висла подразделениями НАТО в июне текущего года в ходе учений «Анаконда-2016»: подразделениями 75-го инженерного полка британской армии и 130-го саперного батальона Бундесвера всего за 35 минут была организована переправа длиной 350 метров.

На наличие крупных речных артерий в районе предполагаемых наступательных действий указывает и то, что пять соединений ВДВ РФ в ходе проверки отрабатывали десантирование на воду. Данная задача выполнялась исключительно военнослужащими разведывательных подразделений и подразделений специального назначения, входящих в состав ВДВ. Были задействованы подразделения Ульяновского, Ивановского, Псковского и горного соединений ВДВ, а также все подразделения отдельной бригады специального назначения из Подмосковья. Фактически все они ранее уже были идентифицированы на Донбассе.

По имеющимся данным, в течение 2016 года во всех воинских частях и соединениях ВДВ на территории воздушно-десантных комплексов были построены новые специальные тренажеры для отработки элементов прыжков с приводнением. Десантирование на воду выполнялось с транспортно-боевых вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-2 с высоты от 600 до 1200 м, при этом глубина водоема должна составлять не менее 1,5 метра, что также характеризует параметры речной преграды.

Одновременно с этим в мотострелковом соединении Южного военного округа (ЮВО), дислоцированном в Волгоградской области, начался эксперимент по внедрению системы психологической подготовки личного состава и психологическому сопровождению боевой подготовки войск, а также поддержанию у военнослужащих высокой психической устойчивости и способности переносить нагрузки в сложной стрессовой обстановке. Военнослужащим необходимо прыгнуть в воду в обмундировании и снаряжении с вышки высотой 3–5 метров и затем пребывать под водой, дыша при помощи подручных средств (трубка, соломинка, камыш и т.п.), что может указывать на отработку десантирования в воду с вертолетов в рамках заброски ДРГ.

Таким образом, анализ задач, стоявших перед подразделениями в ходе проведения внезапной проверки, говорит о безусловном приоритете отработки десантных операций как с воздуха, так и с моря.

Особенностью проверки является также активное вовлечение подразделений материально-технического обеспечения на всех ее этапах. Органы военного управления, соединения и воинские части материально-технического обеспечения (МТО) в ходе внезапной проверки Вооруженных Сил РФ выполнили задачи по всестороннему обеспечению войск на всех этапах ее проведения. Система организации МТО проверялась как в воинских частях, так и на маршрутах выдвижения и в полевых условиях.

Обращает на себя внимание проверка организации дорожно-комендантской службы, питания военнослужащих, обеспечения вещевым имуществом, подвоза боеприпасов и материальных средств, а также ремонта вооружения и военной техники, развертывания пунктов питания и банно-прачечного обслуживания на общевойсковых полигонах. В ходе мероприятий по перебазированию авиации военно-транспортная авиация осуществила перебазирование, в том числе, и техники инженерно-аэродромной службы на оперативные аэродромы.

В проверке МТО были задействованы также военные финансисты, которые отработали вопросы перевода финансово-экономической службы с мирного на военное время, а также проверили эффективность системы финансового обеспечения войск в особых условиях. Заместителю министра обороны РФ Татьяне Шевцовой в ходе проверки было поручено организовать проверку системы финансового обеспечения органов управления и войск на Юго-Западном стратегическом направлении при переводе с мирного на военное время.

Отработана принципиальная схема финансового обеспечения как по существующему территориальному принципу, так и в условиях возложения задач по организации расчетно-кассового обслуживания на командиров соединений и воинских частей. Отработан переход объединений, соединений и личного состава на банковское обслуживание в систему учреждений Банка России, что позволит обеспечить войска и личный состав Вооруженных Сил денежными средствами в любой обстановке. Это может быть необходимым в случае построения системы денежного обеспечения подразделений РФ на территории иностранного государства и формирования системы военно-гражданских администраций вне юрисдикции РФ, замкнутой на российскую финансовую систему.

Таким образом, имеются косвенные признаки отработки системы финансового обеспечения действий войск и инфраструктурных объектов на оккупированных территориях. В РФ финансирование воинских частей замкнуто на Банк России или Сбербанк России. Таким образом, выполнение подобных задач на территории самой РФ даже в условиях военного положения лишено смысла.

Задействование подразделений МТО в перегруппировках такого масштаба является важным и наиболее весомым признаком подготовки к наступательным мероприятиям. На сегодняшний день сформированная объединенная группировка сил РФ на территории ЮВО по имеющимся силам и средствам, а также МТО способна к осуществлению краткосрочных наступательных операций на юго-западном направлении под прикрытием учений «Кавказ-2016», которые пройдут с 5 по 10 сентября.

Характер отработанных задач в ходе осуществления внезапной проверки имеют признаки подготовки к таким операциям с активным использованием авиации, созданием эшелонированной системы ПВО и проведением десантных операций живой силы и техники на нескольких направлениях.

Анатолий Баронин

Теги новостей: