29.03.2017, 08:22

Технологии, обкатанные в Грузии, Кремль успешно применяет в Украине, - мнение

Путин включил "армию" самопровозглашенной Южной Осетии в состав ВС РФ. Эту технологию он попытается применить и в Украине. С каждым днем Россия все глубже "затягивает" в себя Крым и Донбасс.

Аннексия Крыма и оккупация Россией Донбасса стали для украинцев шоком. А между тем подобную имперскую политику Кремль ведет практически по всей территории бывшего СССР еще с начала 1990-х. И опыт тех же Грузии, Молдовы или Азербайджана для нас поистине бесценен.<

Для примера, разберемся в ситуации с Южной Осетией.

Большое количество исследователей осетинского языка признает проблему с переводом слов "Осетия" и "осетины" на осетинский язык. То есть каждая из народностей, населяющая так называемые Северную и Южную Осетию имеют четкое самоназвание, свой диалект (которые часто очень сильно отличаются друг от друга) – но общего названия для обозначения себя и соседей как единого народа в этих диалектах нет. "Осетия" в данном случае – это, скорее, обозначение географической области, чем политической. О каком политическом единстве можно говорить, если речь идет не просто о многочисленных кланах, а о народах, которые четко разделяют себя и соседей?

Однако название "Осетия" попало в имперский бюрократический язык, а оттуда перекочевало в советскую топонимику. Так появились Юго-Осетинская автономная область и Северо-Осетинская автономная область – якобы, одна страна, разделенная горным хребтом. С целью укрепления этого мифа даже тоннель проложили через горы – чтобы "разделенным семьям" было проще отношения поддерживать. "Семей", естественно, никаких не было и в помине.

После обретения Грузией независимости, из грузинской официальной топонимики Юго-Осетинская автономная область пропала. Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа ввел в обиход название "Самачабло" (по фамилии грузинских князей Мачабели, имевших владения на этой территории), а во времена Эдуарда Шеварднадзе закрепился термин "Цхинвальский регион".

В РФ же появилась Республика Северная Осетия – Алания. И вроде бы все ничего – да только ни название "Самачабло", ни "Цхинвальский регион" в официальной российской риторике не используется. Россияне подчеркивают, что Северная и Южная Осетии – это один регион, населенный одним народом, который был разделен в виду исторической несправедливости. А, значит, этому народу нужно дать возможность воссоединиться. И мысль эта транслируется Кремлем по всем доступным каналам.

Что происходит сегодня? Во-первых, полным ходом идет подготовка к проведению "референдума" о переименовании страны – планируется, что она будет называться "Республика Южная Осетия – Алания". Чтобы подчеркнуть общность предков. Но самое главное – дать возможность России укрепить свои позиции как "миротворца" в регионе. Государства, которое просто помогает воссоединиться двум частям одного народа. При чем одна часть этого народа – уже в "русском мире". А значит, интеграция в экономическую и политическую систему РФ вполне оправдана.

Во-вторых, любопытная новость, которая, к сожалению, прошла у нас незамеченной. Правительство РФ одобрило Цхинвальский проект решения о вхождении "отдельных подразделений" вооруженных сил самопровозглашенной республики Южная Осетия в состав ВС РФ.

Механизм такой: в российскую армию будут приниматься контрактники из Южной Осетии и нести службу в соответствии с российским законодательством. Предварительно ВС "республики" переведут на новую штатную структуру – видимо, чтобы облегчить последующую интеграцию в российскую армию. Понятно, что какая-то небольшая "армия" в Южной Осетии, все же, останется – что ж это за "государство", в котором своей армии нет?

Таким образом РФ будет как-то пытаться оправдать присутствие своих военных на территории "республик". А сам факт того, что жители Цхинвальского региона записываются в армию РФ, будет подаваться как доказательство "массового устремления осетинского народа в родную гавань".  

Чем примечателен этот опыт для Украины? Да, собственно, тем, что технологии, обкатанные в Грузии, Кремль потом успешно применяет в Украине.

Относительно Крыма и Донбасса риторика РФ не меняется уже многие годы: земли эти Украине достались "по ошибке". Якобы живут тут либо потомки донских казаков, либо потомки "ссыльных" и "беглых" с территории России, либо приехавшие по распределению. Это все русские люди, у которых с РФ прочная связь. Вот Россия и отстаивает их интересы во всяких там Минских процессах.

Теперь начался процесс интеграции непризнанных образований в свою экономическую и политическую систему. Сначала было признание паспортов. А недавно правительство РФ рекомендовало своим метхолдингам начать поставки руды на украинские металлургические предприятия, которые недавно решили "национализировать" террористы из "Л/ДНР".

Дальше вполне ожидаемым шагом будет решение об официальной интеграции ВС "Л/ДНР" в состав ВС РФ. Опять же: население "республик" будет вступать в ряды российской армии, тем самым "доказывая", что с Украиной они ничего общего иметь не хотят. Возможно, для создания массовости российским военным, которые воюют на Донбассе, выдадут паспорта "ЛНР" или "ДНР" –чтобы потом принять на службу в те же части в тех же званиях.

Очевидно, что военной оккупацией РФ не ограничится – с ней рука об руку всегда идет оккупация смысловая. С каждым днем Россия все глубже "затягивает" в себя Крым и Донбасс. И если Украина не начнет противостоять агрессору не только физически, но и на уровне смыслов – мы рискуем потерять наших соотечественников на оккупированных территориях. А мир вполне может поверить, что никакой оккупации и нет вовсе.

Боксеры говорят, что хороший боец не ждет, пока на ринге возникнет выгодная для него ситуация, – он создает эти ситуации сам. И если шансы победить Кремль нокаутом у нас не очень велики, то по очкам мы этот бой выиграть вполне можем. Потому пора начинать создавать ситуации, и бить врага при любой возможности. Так победим.

Константин Паршин - руководитель центра "PATRIOT"

Теги новостей: