23.11.2014, 17:29

"Тетрису" исполнилось 30 лет

Ольга Ранська | Все новости автора

В этом году легендарной компьютерной игре "Тетрис" исполнилось 30 лет, но мало кто знает, что легендарная головоломка была создана в процессе работы над истребителем. Приоткроем завесу создания этой игры.

30 лет назад в одном из кабинетов Вычислительного центра Академии наук СССР 28-летний выпускник МАИ Алексей Пажитнов создал игру «Тетрис». Тогда он был работником Вычислительного центра Академии наук СССР, где занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. И именно там он в 1984 году разработал свою первую игру, пишет Vice.com.<

Это было самое начало перестройки и работа по решению проблем искусственного интеллекта и распознавания речи требовала создания и решения огромного числа головоломок. Они были и остаются излюбленным занятием Алексей Пажитнова. Его любимой игрой в то время была Pentomino Puzzl. В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти квадратов, нужно было создавать фигуры.

Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные 5-квадратники меняли свое положение. Но возможности тех компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить - квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом получился тетрис.

Спустя пару недель вся Москва уже сходила с ума по тетрису. Коллеги Пажитнова помогли перенести игру с «Электроники-60» на IBM PC. История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского союза является тёмной и запутанной.

По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. Тогда советское начальство наконец поняло, что тетрис может приносить деньги и свело Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и продавала права на патент самостоятельно.

Детища Пажитнова не приносило ему доходов до того момента, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на счёт разработчика.

Сейчас Алексей, отвечая на вопросы о своей занятости, отвечает, что он не перегружен. Сразу же вспоминает про то, что во времена его работы в «интеллектуальном центре всех академиков Советского союза» ему приходилось приходить на работу к 10:00 утра и уходить глубоко за полночь. И это при условии того, что в кабинете, где работал Пажитнов, рассчитанном на 4-5 человек, иногда одновременно работало до 15 сотрудников.

«У нас не было другого выбора, я делил свой стол с ещё тремя своими коллегами. Иногда мне приходилось оставлять свои дела до более позднего времени просто потому, что мне некуда было сесть!», - смеётся Алексей Пажитнов и добавляет: «Мы просто работали, каждый день, помногу, и по сути, даже не знали, для чего мы все это делаем. Поэтому суть нашей работы обрастала легендами».

Одну из таких легенд Пажитнов связывает с прототипом нынешней Siri, известному пользователям iPhone аудио-помощнику. Якобы, они вели разработку спецустройств, которые бы позволяли пилотам военных истребителей отказаться от ручного управления и перейти на команды голосом.

В 1996 году Алексей устроился в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивший несколько престижных наград. В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается, однако до сих пор головоломки – это его любимое занятие, за которым он может провести кучу времени.

Теги новостей: