30.01.2017, 12:40

Ученые рассказали, какие микроорганизмы способны выжить на Красной планете

Юлия Градовская | Все новости автора

Коллективы ученых из разных университетов мира практически одновременно пришли к удивительному выводу, что некоторые микроорганизмы могут выжить на Марсе.

При этом исследователи описывали различные механизмы приспособления микроорганизмов к окружающим марсианским условиям.<

Так, астробиологи из Университета Арканзаса (США) в течение года изучали жизнедеятельность некоторых микроорганизмов, смоделировав для них марсианские условия с метаном (этот газ на Красной планете обнаружил марсоход Curiosity). На Земле большую часть метана продуцируют живые организмы – начиная от бактерий и заканчивая млекопитающими.

«То же самое может быть правдой для Марса», – посчитала руководитель американских исследователей Ребекка Миккол. Микроорганизмы, обходящиеся без кислорода и не нуждающиеся в фотосинтезе, а довольствующиеся метаном (их называют метаногенами), выдерживали марсианские условия (низкое атмосферное давление, минусовые температуры, сильное воздействие ультрафиолета) до трех недель.

При этом ученые не исключают, что метан на Марсе мог появиться вследствие деятельности вулканов, а не живых организмов. Но это не отрицает того, что земные бактерии смогли бы выжить в марсианских условиях.

А исследователи из Эдинбургского университета (Шотландия) доказали, что биопленки помогают бактериям выживать в условиях, идентичным марсианским. Биопленка – это сообщество (колония) микроорганизмов, которые связаны между собой и находятся в выделяемой ими слизи. Биопленка помогает бактериям пережить множество неблагоприятных факторов – нехватку воды, низкий pH и пр. Биопленки широко распространены на нашей планете (например, таковой является обычный зубной налет), однако их функционирование в экстремальных условиях изучено слабо.

Еще в 2015 году были обнаружены следы соленых потоков на Марсе. Шотландские исследователи поместили бактерии Sphingomonas desiccabilis (одиночные и в виде колоний) в несколько различных растворов, которые имитировали состав воды на Красной планете – и в далеком прошлом, и сегодня. Эксперименты показали, что биопленки (особенно высушенные до опытов) намного жизнеспособнее, чем одиночные бактерии и увлажненные в начале эксперимента колонии – 3 часа против 10 и 30 минут соответственно. Ученые пришли к выводу, что биопленки могут адаптироваться – по крайней мере, на некоторое время – к экстремальным условиям Марса. И это является предупреждением для будущих колонизаторов Красной планеты: занесенные с Земли на космических аппаратах колонии бактерий могут прижиться на новом месте жительства, а это может нарушить чистоту изучения планеты.

Еще одно важное открытие способностей биопленок было сделано в 2015 году. Ученые установили, что они могут привлекать новые организмы в свои колонии, в том числе и других видов, послав им особые электрические сигналы, что свидетельствует о возможности межвидового симбиоза микроорганизмов.