25.04.2017, 14:36

Ученые случайно обнаружили существо, которое может спасти Землю от мусора

Дина Марченко | Все новости автора

В случайном открытии исследовательская группа из Европы узнала, что обыкновенная личинка насекомых способна разрушать пластик, из которого делают пакеты и другие продукты на основе полиэтилена. Эта гусеница может вдохновить ученых на разработку нового химического процесса для решения растущей проблемы пластиковых отходов.

Об этом сообщает Час Пик со ссылкой на зарубежные издания.<

Насекомое-вредитель поможет спасти планету

Пчеловоды хорошо знакомы с личинками мотылька Galleria Mellonella, также известного как восковая моль. Это насекомое-вредитель откладывает яйца внутри пчелиных ульев, где личинки вылупляются и развиваются за счет пчелиного воска. Но, как показывает новое исследование, опубликованное в Current Biology, эти гусеницы не только способны уничтожать пчелиный воск, но и перерабатывают пластик - и это, вероятно, не совпадение. Химические процессы, очевидно, схожи, и исследователи в восторге от перспективы разработки биотехнологического решения проблемы пластиковых отходов, которые загрязняют океаны, реки и сушу.

Как и многие другие научные открытия, этому помогла небольшая удача. Соавтор исследования Федерика Берточчини из Национального исследовательского совета Испании является пчеловодом-любителем. Удаляя личинок-вредителей из сот в ульях, она заметила, что в полиэтиленовых пакетах, в которые она положила гусениц, меньше чем за час появились дыры. Будучи ученым, она решила провести дальнейшие исследования, взяв себе в помощники биохимика Паоло Бомбелли из Кембриджского университета.

Личинки поедают полиэтилен с невероятной скоростью

В ходе эксперимента исследователи оставили 100 гусениц в полиэтиленовом пакете из британского супермаркета. Всего через 40 минут в нем стали появляться отверстия, а спустя 12 часов личинки уменьшили количество пластика на целых 92 миллиграмма. Это невероятно быстро - даже быстрее, чем питающиеся пластиком бактерии, открытые в прошлом году, которые были способны к биодеградации пластика со скоростью 0,13 мг в сутки.

В последующих тестах исследователи размалывали гусениц в пасту и мазали ею пластик. Пакеты разрушались аналогичным образом, и это говорит о том, что химические вещества в теле гусеницы - вероятно, в кишечнике - отвечают за это действие. Исследователи тут же подали патент на свое открытие.

«Если один фермент ответственен за этот химический процесс, его воспроизводство в больших масштабах с использованием биотехнологических методов должно быть достижимым, - заявил Бомбелли. - Это открытие может быть важным инструментом, который поможет избавиться от отходов полиэтиленовой пластмассы, накопленных на свалках и в океанах».

Проблема мусора становится критической

Действительно, проблема пластиковых отходов растет с каждым днем. Ежегодно во всем мире производится около 80 миллионов тонн полиэтилена, а на то, чтобы это вещество полностью разрушилось, уходит более ста лет. Сейчас ученые ищут природные способы увеличить эту скорость. Кроме бактерий, на данный момент также обнаружены разрушающие пластик грибы.

Природа, возможно, сама начала искать решение «пластиковой» проблемы, но нам все еще нужно выяснить, как эти существа справляются с этим, если мы планируем перевести их биологические процессы в промышленный масштаб.

«Гусеница производит то, что разрушает химическую связь, возможно, в ее слюнных железах или симбиотических бактериях в ее кишечнике, - говорит Бомбелли. - Следующими шагами для нас будет попытка идентифицировать молекулярные процессы в этой реакции и посмотреть, можем ли мы выделить ответственный фермент».

Очевидно, в том, что гусеницы способны переваривать пластик, виновата не эволюция. Так уж получилось, что вещества, которые они вырабатывают, чтобы есть воск, таким же образом работают и на производимом человеком мусоре. Назовем это счастливой случайностью.