24.04.2012, 15:20

Самое дорогое такси в мире: 10 тысяч долларов за полтора километра пути… в райотдел милиции.

Богдан Хмельницький | Все новости автора

«Мне предложили заплатить 40 тысяч долларов, в обмен обещали не заводить уголовное дело. Я отказался. Начальник горуправления милиции и зам. начальника ОБМОНа области - Рейман и Яцюк - посадили меня в служебную машину, заметив, что это – «самое дорогое такси», и за поездку придется заплатить. Дескать, ставка за свободу растет. В блокноте написали цифру «50 тысяч долларов», - вспоминает хмельницкий бизнесмен Анатолий Кравец.

Он, успешный бизнесмен, окончивший университет с красным дипломом, отец двоих детей, спонсор и играющий тренер городской команды по футболу, и предположить не мог, что однажды окажется за решеткой. Да еще по обвинению в хранении и распространении наркотиков!

«Хвост» этой истории тянется с тех времен, когда молодой предприниматель Кравец держал два торговых павильона на местном рынке. А участковый милиционер по фамилии Рейман повадился в те павильоны за «оброком» ходить. Под предлогом дней Рождения всех родственников уносил с собой полные сумки продуктов. Заметив, что дни рождения жены и тещи милиционер отмечает по нескольку раз в год, бизнесмен однажды не выдержал и повздорил с Рейманом, выгнав его, как тогда казалось, раз и навсегда… Но не мог Анатолий знать, что через некоторое время участковый «вырастет» до первого зама начальника ОБМОНа Хмельницкого. А его родной брат возглавит борьбу с незаконным оборотом наркотиков в области.

…Анатолий организовал собственную транспортную компанию и наладил грузовые перевозки. Бизнес шел успешно. Увлекался футболом, в 2010-м до задержания сыграл 18 игр в чемпионате города в составе ФК «Адвокат». В общем, жил насыщенной и полноценной жизнью. Пока в один июльский вечер в его жизнь снова не ворвался бывший участковый…

Место встречи оказалось неожиданным – гараж Анатолия, которым он не пользовался, а сдавал в аренду с 2008 года своему знакомому – Ивану Михайлюку. Договор аренды есть в материалах дела. Летом 2010-го арендатор решил прервать договор – дескать, гараж ему больше не нужен - и пригласил Кравца прийти в гараж для передачи ключей. Как потом оказалось, Михайлюк был родственником одного из сотрудников ОБМОНа.

Придя в назначенное время, Анатолий не застал Михайлюка на месте. Открыв гараж своим ключом, вошел вовнутрь. Тут же к гаражу подъехала милицейская машина. Дальнейшие события Анатолий вспоминает, как дурной сон. Из гаража выволокли его и какие-то мешки – в нарушение закона, без понятых. И тут же Анатолия обвинили в хранении и распространении мака. После ревизии гаража правоохранители обыскали машину. Дальше последовали безрезультатные обыски в офисе и дома.

Анатолию предложили откуп – 40 тысяч «зеленых». Он отказался. По дороге в райотдел на Пушкинскую, 15 (расстояние около полутора километров), сумма требуемой взятки возросла до 50 тысяч…

…Проколы следствия в этом деле начинаются с самого начала. «Тяжесть» обвинительных доказательств росла параллельно с суммой откупа. Следствие так и не разобралось, сколько же соломки оказалось в гараже Кравца. Люди, подписавшие протоколы в качестве понятых, рассказали в суде о том, что видели якобы 2 или 3 мешка дурманной травы. Следователь говорит об изъятии шести мешков. А вот на экспертизу в лабораторию уже приехали 9 мешков и целлофановый пакет. Быстро же родит мак в Хмельницком! Все то, что изъяли из гаража, по описанию совершенно не совпадает с тем, что доставили на экспертизу. Мешки при изъятии, опечатали печатью номер 18, а за полчаса во время перевозки номер печати немыслимым образом изменился на третий.

Согласно протоколам, которые содержатся в материалах дела, обыск закончили в 19.15 вечера. А результаты лабораторной экспертизы содержания мешков были готовы еще в 17.30 этого же дня . То есть, эксперт умудрился сделать заключение до получения образцов – по телефону, что ли? А в суде специалист уточнил, что исследование проводил целые сутки! Позже Анатолий узнал из неофициальных источников, что мешки с соломкой в райотдел свозили всю ночь. А на экспертизу их отправили только утром…

Уже через час после обыска было оформлено Постановление о возбуждении уголовного дела против Анатолия. В современных реалиях бюрократической системы правоохранительных органов подобная оперативность – нонсенс. Получается, что заключение лаборатории и уголовное дело подготовили до спектакля в гараже?

В изолятор временного содержания Анатолия доставили в 5 утра следующего дня. Где и как он провел вечер и ночь, остается только догадываться. Весь арсенал приемов «допроса с пристрастием» бизнесмен ощутил буквально на собственной шкуре. По словам Анатолия, его несколько часов жестоко пытали, душили и били по голове и почкам. При этом не позволяли позвонить ни родственникам, ни адвокату. Но на следующий день ему дважды вызывали «Скорую», и это также зафиксировано в материалах дела.

Расследование с самого начало носило формальный характер. Следственных экспериментов никто не проводил, очных ставок не делали, контрольных закупок (как принято в таких случаях) тоже не было. Свидетели – соседи по гаражам - заявляют, что не видели Анатолия Кравца уже несколько лет, сторож гаражного кооператива подтвердил, что машина предполагаемого «наркодилера» в гаражах не появлялась. Второй понятой также не мог вспомнить ни Анатолия, ни обстоятельств изъятия наркотиков. Он просто подписал предоставленные правоохранителями протоколы. Подписи под протоколами допросов свидетелей также разнятся.

Из 300 тысяч жителей Хмельницкого оперативники «нашли» всего одного свидетеля якобы незаконной деятельности Кравца. Наркоман со стажем, Кушнир Александр с меняющимся в протоколах отчеством, якобы написал заявление о том, что употреблял вместе с Анатолием героин. Но ни участвовать в очной ставке, ни повторить свои показания в суде единственному свидетелю обвинения так и не представилась возможность – доставить его в суд для оперативников оказалось непосильной задачей. При дополнительной проверке выяснилось, что по указанному в протоколе свидетеля адресу он не живет и никогда не жил, в университете, указанном в протоколе, никогда не учился. Может, и в природе не было никакого Александра с неопределенным отчеством?

Кто именно завез в гараж наркотики? Один из сотрудников милиции указал, что личность этого человека установлена. Но озвучить фамилию милиция отказывается, ссылаясь на гриф «совершенно секретно». Что скрывается под этим грифом – ни адвокат, ни подсудимый не понимают.

Судебные заседания напоминали театр абсурда, - отмечают участники процесса. Прокуроры постоянно менялись. Многие из них даже не могли понять, в чем суть разбирательства. Ситуация дошла до полной комичности, когда обнаружилось, что в деле Анатолия Кравца неимоверным образом оказалось несколько страниц из совершенно другого дела – о воровстве. Этот момент свидетельствует о той «тщательности», с которой следователь собирал материалы для обвинения Анатолия. После того, как мать Анатолия обратилась с письмом в администрацию Президента – просила побыстрее закончить это затяжное разбирательство – суд первой инстанции стал «гнать» стахановскими темпами. По 2 судебных заседания в день – утром и в обед.

Спустя 8 месяцев после задержания Анатолия, когда суд первой инстанции еще рассматривал дело, происходит событие, которое по логике вещей должно полностью повернуть следствие в другое русло. У маковой соломки из гаража обнаруживается хозяин, и это не Анатолий Кравец. В селе Шепетовка оперативники задерживают за воровство преступника, который, среди прочего, сознается, что вместе Иваном Михайлюком завез в гараж мешки наркотической травы, причем еще в 2008 году. А потом подельники долго пытались сбыть нелегальный товар. Сам бывший арендатор гаража Анатолия – Иван Михайлюк – официально числится в бегах. Но в Хмельницком появляется, вот только для милиции по-прежнему остается неуловим.

Этот факт по сути и по логике вещей полностью доказывает невиновность Анатолия Кравца, отбывающего наказание за чужие грехи. Вновь выявленные обстоятельства по закону должны быть приобщены к материалам дела. Но! Правоохранители и суд не спешат афишировать указанный факт. Официально защитники Анатолия получают отказы на запросы о возбуждении уголовного дела по фактам признания задержанного в Шепетовке грабителя. Милиция не видит состава преступления и даже принуждает сознавшегося преступника забрать свои слова назад, о чем он рассказал в своем заявлении в прокуратуру. Есть документ - признание вора из Шепетовки в хранении наркотиков, а уголовного дела по этому факту нет. В чем же причина? Очевидно, что правоохранители хранение наркотиков упорно хотят «повесить» именно на Кравца.

Давний недруг Анатолия, тот самый участковый милиционер Рейман, занимает пост замначальника в городском управлении, а его родной брат – возглавляет областное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Такие чины вряд ли допустят пересмотра приговора для Кравца. По свидетельствам местных жителей, семейный подряд Рейманов в Хмельницком работает по отлаженной схеме. Треть следственного изолятора города заполнена людьми, которых обвиняют в незаконном обороте наркотиков. Подследственные рассказывают аналогичные истории: задержание с подброшенными вещественными доказательствами и масса несоответствий в материалах дела.

10 октября 2010 года Анатолию Кравцу выносят приговор: 9 лет лишения свободы. Положительные характеристики, наличие двоих несовершеннолетних детей и больной матери на иждивении в качестве смягчающих обстоятельств не учтены. Суд не увидел в деле никаких противоречий, не принял во внимание абсурдность доказательной базы.

Конечно, Анатолий Кравец подает на апелляцию. Он требует отправить дело на дополнительное расследование, приобщить новые факты и пересмотреть приговор. Апелляционный суд назначает судебное следствие, то есть разбирательства по делу возобновилось с самого начала.

Оперативники заявили, что несколько месяцев следили за Кравцом. Апелляционный суд дал задание расшифровать материалы слежки. Но том с расшифровками «затерялся», и «искали» его достаточно долго, чтобы сочинить все отчеты о слежке от начала до конца.

Без средств к существованию остались двое несовершеннолетних детей и больная мать. Бизнес Анатолия несет большие убытки. А он в очередной раз пытается доказать в суде очевидные вещи, указывающие на сфабрикованный характер обвинения:

- в показаниях понятых и правоохранителей указано разное количество мешков маковой соломки, якобы изъятой из гаража: понятые видели 2-3 мешка, а милиция насчитала целых 9

- по материалам дела, заключение экспертов о наркотических препаратах появилось до того, как закончился обыск и изъятие

- не совпадают номера пломб на мешках, изъятых в гараже, и мешках, доставленных на экспертизу

- через час после обыска возбудили уголовное дело

- единственного свидетеля обвинения так и не доставили в суд

- милиция скрыла тот факт, что в хранении фигурирующей в деле Кравца маковой соломки сознался другой задержанный


Но суд апелляционной инстанции без труда может доказать невиновность Анатолия Кравца. Если рассмотрит дело полностью, объективно и беспристрастно, допросит свидетелей , о которых упоминается в материалах дела и внимательно изучит вопиющие несоответствия в материалах дела, указывающие на подтасовку фактов.


Анатолий Кравец решил, что бороться за свою правду нужно сразу на нескольких фронтах. Убедившись, что борьба с милицейской системой в одиночку не эффективна, он вступил в общественную организацию «Объединение Богдана Хмельницкого» с целью привлечь к своему показательному делу внимание общественности города и Украины. Хмельницкий бизнесмен из-за решетки пытается достучаться до всех и каждого, и призвать соотечественников подняться на борьбу с очевидной и системной судейской «слепотой», массово поражающей служителей Фемиды. Ведь однажды жертвой такой опасной «эпидемии судей» может стать каждый из нас.


PS: 25 апреля в 14.00 у Апелляционного суда города Хмельницкого по адресу г. Хмельницкий, площадь Независимости, 2, состоится акция протеста «Объединения Богдана Хмельницкого» в поддержку члена организации Анатолия Кравца. Цель акции – привлечь внимание Апелляционного суда к фактам, которые указывают на полностью сфабрикованный характер дела Анатолия и которые остались без внимания при рассмотрении дела судом первой инстанции. В акции примет участие лидер организации, известный киевский правозащитник Богдан Хмельницкий.

«Объединение Богдана Хмельницкого» приглашает всех, кто столкнулся с подобными фактами нарушения законов, принять участие в акции. А также призывает журналистов и общественность Хмельницкого поддержать требования справедливого судебного разбирательства и вместе со столичными правозащитниками высказать свою гражданскую позицию у здания Апелляционного суда 25 апреля.

Контактный телефон: (044) 228 63 68


По материалам: obx.org.ua

Тема для Блога: