26.06.2010, 12:54

Перегрев двигателя и его последствия

Владимир Гонтарь | Все новости автора

 

1Жидкость полноценно протекает только через небольшую часть трубок радиатора. Борьба с этим явлением — элементарная аккуратность, а именно, необходимо почаще проверять уровень жидкости в расширительном бачке (при его отсутствии — в радиаторе) и осматривать на предмет подтекания различные стыки и соединения в системе охлаждения двигателя.

Вторая причина — неисправность термостата. Если он не пропускает горячую жидкость в радиатор, значит, вскоре “закипим”. Проверка исправности термостата на прогретом двигателе проста: надо кратковременно коснуться радиатора рукой. Если он холодный, то снимите, поместите в емкость с водой или маслом и подогревайте содержимое. В районе 80°С клапан термостата должен сработать. Нет — в магазин за новым. Да — значит засорена система охлаждения.

Причиной засорения (точнее, заужения) каналов системы охлаждения и трубок радиатора является образование и отложение на их внутренних поверхностях накипи (если, конечно, в систему не попала какая-нибудь тряпка или железка). Накипь образуется из-за применения в качестве охлаждающей жидкости так называемой жесткой воды, которая содержит в своем составе различные соли. Они-то и оседают на стенки каналов системы. Помимо заужения проходных сечений каналов, накипь резко снижает отвод тепла от стенок двигателя. В результате — перегрев, снижение вязкости масла (ухудшение смазывания), детонация и калильное зажигание, увеличение расходов топлива и т. д.

Пользоваться всегда нужно мягкой водой, тем более что определить, какая вода, нетрудно. В мягкой руки намыливаются легко, в жесткой — нет. Если до водопровода далеко, то полезно знать свойства природной H2O. Мягкая вода — атмосферная, дистиллированная, из горных рек, весной из водоемов с пресной водой. Жесткая вода — грунтовая и морская.

Для смягчения воды в нее необходимо добавить кальцинированную соду или тринатрийфосфат из расчета 3 кг на 10 л воды. Потом необходимо все это тщательно перемешать, отстоять и отфильтровать через матерчатый фильтр. На крайний случай годится кипячение в течение 30-40 мин с последующим отстаиванием и фильтрацией.

Если накипь образовалась, систему надо промыть. Делается это с использованием растворов воды и указанных антинакипинов. Годится также хромпик или хромовый ангидрид. Их добавляют в мягкую воду из расчета примерно 500 г на 10 л воды и заливают в двигатель (предварительно убрав термостат). После прогрева двигателя держат в системе еще 8-10 ч, сливают и промывают ее несколько раз мягкой водой. О жесткой воде забудьте.

temperОднако встречаются случаи, когда и охлаждающая жидкость, и термостат в норме, и система охлаждения чистая, а двигатель перегревается. Был такой случай. На автомобиле “Москвич 2140” перегревался двигатель. Система охлаждения в порядке. Причина заключалась в негерметичности соединения шланга, идущего к насосу, со штуцером впускного коллектора. Хотя течи жидкости в этом месте не было, воздух под действием вакуума, создаваемого насосом, поступал в его полость. Вследствие этого циркуляция жидкости в системе прекращалась. Замена хомута более узким позволила надежно обжать шланг на штуцере, и неисправность была устранена.

У некоторых автомобилей неудовлетворительно налажен обдув двигателя встречным воздухом. Классическим примером являются “Запорожцы”. Тут делать нечего, думай о дополнительных воздухозаборниках, вентиляторах, дефлекторах. Сюда, однако, можно добавить еще парочку конструктивных переделок по двигателю ЗАЗ.

Одной из причин, вызывающих перегрев этого двигателя, является постоянное загрязнение наружных поверхностей цилиндров — межреберных пространств. Очистка цилиндров затруднена, поскольку для этого приходится демонтировать карбюратор, чтобы снять закрывающий их кожух. Удобно разрезать кожух сверху. Благодаря этому каждую часть его можно теперь снимать и ставить обратно, не демонтируя карбюратор. Чтобы при работе двигателя половинки кожуха не дребезжали, их надо стянуть при помощи замка произвольного типа, который устанавливается возле направляющего аппарата вентилятора.

Для улучшения охлаждения двигателей ЗАЗ можно установить второй вентилятор на вал генератора. Из стального листа толщиной 1 мм надо вырезать круг диаметром 16 мм. Разделив круг на 16 секторов, нужно сделать надрезы по радиусам на глубину 50 мм. Получившиеся лопасти следует изогнуть так же, как у основного вентилятора. С вала генератора надо отвернуть гайку, снять пружинную шайбу и установить на вал крыльчатку, надежно закрепив ее теми же шайбами и гайками.

Двигатель, безусловно, перегреется, если не работают водяной насос и вентилятор — или они неисправны, или неисправен привод, например, оборвался приводной ремень. К сожалению, ремень не ремонтируется, его надо менять.

Как ни странно, но двигатель можно перегреть и зимой. Например, очень выгодно в угоду экономии топлива и быстроте прогрева двигателя уменьшить число лопастей вентилятора или совсем его снять. Это очень эффективно в морозные дни.

Однако когда наступит оттепель или придется побуксовать в снегу, двигатель перегревается. Такую же злую шутку может сыграть и чехол для защиты вентилятора (картонка).

Перегрев двигателя очень вреден, но опаснее внезапная остановка перегретого двигателя. Особенно если перегрев солидный. Во-первых, перегрев карбюратора неминуемо приведет к переобогащению топливовоздушной смеси, и заглушенный двигатель в результате этого долгое время будет трудно запустить.

Во-вторых, прекращение циркуляции бензина и воздуха под капотом может вызвать закипание бензина в бензонасосе, и тот откажет — могут покоробиться его составляющие части, а в результате испарения бензина в насосе до или после него может образоваться паровая пробка. Это приведет к тому, что при пуске двигателя подачи топлива в карбюратор не будет. Как же с этим бороться? Например, можно накрывать насос тряпкой, смоченной в холодной воде (интенсивное обливание его водой недопустимо — может быть коробление). От паровой пробки можно избавиться также, если создать в бензобаке избыточное давление, например, нагнетая шинным насосом воздух в дренажное отверстие бензобака.

В-третьих, внезапное прекращение охлаждения вентилятором двигателя после остановки может привести к своеобразному “тепловому удару”. В контакте с раскаленными стенками рубашки охлаждения жидкость закипит, и пузыри пара, собравшись в общую пробку, нарушают работу водяного насоса. Его крыльчатка, предназначенная для перекачки жидкости, в этом случае не способна протолкнуть в систему газ, циркуляция охлаждающей жидкости прекращается.

Теперь картина перегрева завершена: двигатель работать не может (его долгое время невозможно запустить), отвод тепла прекращен (даже если двигатель и запустили, насос бездействует). Начинается тепловая деформация деталей, вплоть до заклинивания подвижных соединений, коробление головки блока цилиндров, обрыв шпилек крепления ее к блоку.

 

]]>Источник]]>