15.11.2010, 21:51

Чем фотографировать? Выбираем фотокамеру

Список простых параметров камер можно посмотреть в любой статье. Я же хочу остановиться не некоторых технических моментах, позволяющих выбрать более подходящую камеру

Цель съемки

Для начала надо понять, нужен ли фотоаппарат вообще. Возможно, целью является похихикать на следующий день после вечеринки над тем, кто какой салат выбрал для сна. Тогда нужен телефон с фотокамерой. И это тема другой статьи.

В остальных случаях приходится искать компромиссный вариант. И это не так сложно, если знать основные принципы. Конечно, проще всего взять брендовый аппарат, приближающийся весом к килограмму, а ценой к автомобилю. Но тем выше может оказаться разочарование от неудобной техники.

Не будем рассматривать пленочные фотоаппараты. Их практически не производят уже, разве что очень специальные. Перечислим основные элементы, от которых зависит результат цифровой фотографии. Все описания лучше всего смотреть на сайте производителя, а не полагаться на продавца.

Объектив

Это тот глаз, который в целом и формирует картинку. Именно благодаря ему появляются различные раздвоения, изменения цветов, рассеивание и смазывание. И если важно качество самой картинки плакатного размера, то нужно выбирать именно по объективу.

Для всех перечисленных дефектов есть свои решения. К сожалению, часто производители не все указывают или ограничиваются краткой маркировкой. Но то, что указывается всегда – это фокусное расстояние и светосила (число диафрагмы). Выглядит это примерно так f4.6-110.4mm f2.8-5.0mm. Числа 2.8 на малом фокусном расстоянии и 4.6 на большом (режим «теле») и показывают максимальное раскрытие диафрагмы и, следовательно, количество света, попадающее на матрицу.

Чем ниже число (минимально 1.0), тем больше света. В режиме «теле» света всегда меньше. Это надо учитывать при съемке в сумерках. Так что не стоит гоняться за большим оптическим увеличением. За это придется платить качеством. В том числе картинкой, смазанной из-за дрожания рук.

Но для дрожания тоже есть ответ – система стабилизации. Так что при темном объективе очень желательна система стабилизации. Она может быть цифровой или механической (оптической). Первая «съедает» часть пикселей. Вторая, предпочтительнее.

Количество света зависит от просветления. Пленки, нанесенной на поверхности линз объектива. Если линзы красиво переливаются различными оттенками голубовато-фиолетовых или других цветов, то такое просветление есть, что обычно и указывается в описании. Сегодня просветление есть практически у всех моделей.

На качество результирующей картинки влияет количество и форма линз в объективе. Большое количество указывает на попытку коррекции возможных дефектов. В хорошем объективе должны быть асферические линзы, уменьшающие искажения, и линзы с низкой дисперсией, уменьшающие рассеивание. Можно просто ориентироваться на общее количество линз в объективе. Хотя это уменьшает количество света и требует хорошего просветления, что значительно увеличивает цену.

На качество картинки влияет и диаметр объектива. Чем он больше, тем меньше искажений по краям. Эта величина связана напрямую с матрицей, которую рассмотрим дальше. Чем объектив больше, тем он дороже. Цена хорошего объектива может перекрывать стоимость самой камеры.

Матрица

Матрица – это аналог кадра пленки, прячущегося прямо за объективом. Он формирует цифровую картинку на основе проекции из нашего глаза-объектива. Матрица – это основа качества результирующей картинки. Чем матрица больше по размеру (не по количеству пикселей), тем ниже шум и искажения. И выше цена. Большие матрицы ставятся в профессиональные и полупрофессиональные камеры.

Большие матрицы требуют больших объективов. И сам аппарат начинает приближаться к килограмму веса. Так что всегда надо искать компромисс между весом, качеством и ценой. Если нет необходимости печатать плакаты, то вполне подойдет компактная камера.

Количество пикселей – это главное «достоинство» камер, которое часто красуется на боках крупным шрифтом. Но гнаться за ним не надо. Сегодня все камеры, даже самые дешевые, имеют количество, достаточное для обычного потребления. А если у вас нет больших дисков, то вообще лучше ограничить размер кадра в настройках.

Процессор и память

Вот то сердце (или, если угодно, мозг), которое делает картинку доступной нашему глазу. На эту маленькую деталь практически никогда не обращают внимания при выборе аппарата. А зря. Медленный процессор (как и карта памяти) может заставить пожалеть о покупке дорогущего аппарата.

Фото-процессор, как и компьютерный, имеет скорость обработки информации. Она редко указывается производителем. По простой причине – она крайне низка. Мало кто из производителей может гордиться наличием такого показателя в описании своего аппарата. Чаще всего указывается скорость съемки в серии. Например, 2.8 кадр/сек. Это косвенно говорит о скорости съемки одного кадра. Показатель скорости очень важен при съемке динамичных объектов, например, домашних питомцев. А что говорить об объектах живой природы или спорта?

На скорость съемки влияет не только скорость самого процессора, но и весь комплекс подготовки: фокусировка, измерение экспозиции, автоматический выбор режима съемки, баланса белого. При наличии удобных ручных режимов скорость съемки может быть повышена весьма значительно. Это скорее зеркальные камеры.

Также на работу влияет время подготовки аппарата к работе после включения. Это время тоже мало кто указывает, так как оно достаточно велико. Но при репортажной съемке или съемке дикой природы и спорта – это немаловажный фактор.

Прочие моменты

Таких моментов может быть большое количество. Например, профессиональные камеры отличаются от обычных своей прочностью и надежностью. Среди любителей бытуют байки про то, как фотоаппарат спасает военных корреспондентов от шальной пули. Также порой бывает важно иметь водо- или хотя бы капле-защищенный аппарат. Особенно это важно для путешественников.

Кому-то важно иметь хорошие ручные настройки. Особенно это касается экспозиции и фокусировки. В компактных камерах это практикуется не всегда. А имеющаяся ручная фокусировка обычно выполняется программными средствами (а не кручением кольца) и очень неудобна.

Очень важно для качественной съемки наличие оптического видоискателя. Связано это в основном с психологией фотографа. При построении общей композиции кадра по ЖК-экрану в мозг попадает много лишней информации: друзья, строящие рожицы, солнце, красивые девушки. При работе с оптическим видоискателем (он должен отражать большую часть кадра, указывается обычно в процентах) можно легко сконцентрироваться на кадрировании. К тому же при ярком солнце не каждый дисплей хорошо виден.

Заключение

Понимая в целом, какие параметры формируют картинку, можно достаточно легко выбрать компромиссный вариант фотоаппарата. Главное – не забыть посмотреть структуру объектива, учтя светосилу и количество линз, и при необходимости поискать указания на скорость съемки. Также необходимо учесть и прочие моменты, включая вес и цену.
 

Дмитрий Шомин

теги: