14.07.2014, 20:21

Россия до сих пор не придумала как ей прокормить оккупированный Крым

Российские власти перенесли на конец июля утверждение федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма до 2020 года. Чиновники уверяют, что документ практически готов. Тем не менее, все еще открытым остается вопрос стоимости программы, а также источников для ее финансирования, передают "Крым.Реалии".

Овладев Крымом в марте текущего года, Российская Федерация столкнулась с необходимостью обеспечить содержание новоприобретенной территории – традиционно дотационного региона. Причем политическая составляющая этой задачи предполагала, что объем средств, направляемых в Крым, должен быть таким, чтобы наглядно продемонстрировать и населению полуострова, и своим гражданам, и зарубежью, что территория лишь многократно выиграла от смены собственного статуса. Впрочем, на пути к превращению Крыма в образцово-показательную витрину российского империализма наметились первые трудности: теряющая темпы российская экономика уже с трудом справляется с необходимостью «подтянуть социально-экономическую сферу региона к общероссийскому уровню».<

Приоритетный вопрос дальнейшего обеспечения Крыма российские чиновники выделяют в отдельное бюджетное направление. Еще в марте, вскоре после прихода России в Крым, премьер Д.Медведев дал поручение разработать федеральную целевую программу (ФЦП) развития полуострова, озвученный срок ее разработки – до конца I полугодия 2014 года.

Однако сегодня, по истечению этого срока, программа все еще остается на стадии проекта. Причина тому – разделившиеся подходы российских министерств и ведомств как к приоритетным направлениям программы, так и к необходимым на них суммам. Традиционные аппетиты чиновников не всегда совпадают с реальными бюджетными возможностями страны. Да и с источниками привлечения денег пока нет окончательной ясности.

Так, в первом публичном проекте ФЦП, опубликованном в начале мая и разработанном Министерством регионального развития, оптимистический вариант финансирования был предусмотрен на уровне 978,3 млрд рублей, из которых 95% – это вклад федерального бюджета. 70% расходов программы предназначалось на инфраструктуру полуострова. Базовый вариант финансирования предполагал выделение 778 млрд рублей. Минимальный вариант разработчик ФЦП оценил в 465 млрд рублей, оговорив, что такой объем средств «не обеспечит достижения политических, социальных и экономических целей».

Позднее в российском Минрегионе решили расширить общий объем финансирования до 1,15 трлн рублей, в том числе 1,1 трлн руб. – за счет федерального бюджета. Однако на стадии согласования проекта с другими министерствами и ведомствами аппетиты профильных чиновников пришлось серьезно сокращать.

1 июля (ранее озвученная крайняя дата принятия ФЦП) стало известно, что предложенная стоимость программы сокращена почти наполовину – до 620 млрд руб. против 1,1 трлн руб., заявленных до того. За счет каких статей решено урезать расходы по сравнению с текущим планом не уточнялось. К тому времени разработка ФЦП была передана из Минрегиона в Министерство по делам Крыма, которое стало ответственным за окончательный вариант программы, выносимый на утверждение правительства.

Не последнюю роль в том, что программа развития Крыма не была принята в заявленные сроки, сыграло отсутствие у российских чиновников четкого ответа на вопрос, где взять деньги на ее финансирование. При том, что у них изначально не вызывал сомнений тот факт, что в условиях непризнанного в мире российского статуса Крыма, тянуть развитие территории придется исключительно за счет бюджетных вливаний.

Как отмечает И.Слюняев – глава Министерства регионального развития, поначалу выступившего разработчиком ФЦП, изначально было три сценария привлечения финансирования. «Мы предполагали, что может быть инерционный сценарий, когда в рамках своих расходных полномочий ведомства найдут средства на финансирование мероприятий программы развития Крыма. Был оптимистический сценарий, где мы говорили о том, что дополнительное финансирование мы найдем в нашем не самом бедном бюджете. Был сценарий инновационный. Причем, разница была там приличная», – сказал он.

Однако в прочих ведомствах оптимизм профильного министра не разделили. А «небедному бюджету» пришлось перекраивать свои расходы в ущерб другим направлениям финансирования, чтобы изыскать средства на Крым.

Кроме того, прозвучала информация, что ради Крыма придется свернуть реализацию двух крупных инфраструктурных проектов – строительства порта в Тамани и моста через реку Лену около Якутска. Это позволит перекинуть на обустройство аннексированного полуострова около 105 млрд руб. А министр финансов России А.Силуанов обмолвился, что на социально-экономическое развитие региона придется отдать даже накопления негосударственных пенсионных фондов. Впрочем, последнее утверждение поспешили опровергнуть, заявив, что министр попросту «оговорился».

Тем не менее, уже сейчас очевидно, что даже урезанный объем финансирования крымской программы в 620 млрд рублей до 2020 г. Россия не потянет исключительно за счет бюджета. Поэтому все чаще звучат голоса о необходимости привлечения частного капитала, в связи с чем форсируется проект «специальной экономической зоны». А параллельно лихорадочно изыскиваются другие источники денег.

На заседании российского правительства 8 июля премьер Д.Медведев неслучайно сделал акцент на необходимости использования потенциала самого Крыма для обеспечения его же «светлого будущего», а также поиска внебюджетных источников. И не только за счет государственных ресурсов, а прежде всего за счет частного инвестирования.

Такой же тезис во время последнего визита в Симферополь озвучил и российский вице-премьер Д.Козак, являющийся куратором Крыма, который заявил о необходимости «определить количество свободных земельных участков, а также государственных и муниципальных предприятий». Отсюда напрашивается вывод, что часть расходов по финансированию программы планируется компенсировать за счет поступлений от приватизации земли и имущества в самом Крыму. Какую именно часть – пока не ясно. Но и этот вариант небезупречен, ввиду многих юридических нюансов приобретения и узаконивания собственности на спорной территории. Так что этот источник денег также нельзя назвать гарантированным и надежным.

Ну, а тем временем срок принятия федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма передвинут на конец июля. Однако будет ли к новой дате найден беспроигрышный вариант, чтобы и Крым не обидеть, и в своем бюджете брешь не пробить – вопрос все еще открытый.

Теги новостей: