Количество пророссийских комментариев, написанных по одному и тому же образцу, увеличилось - Le Figaro
В аналитической статье под названием «Киберпропаганда: Украина стала полем виртуальных боевых действий», опубликованной во французской газете Le Figaro, Елена Моренкова Перье, доктор политических наук, описывает стратегию развития пропаганды 2.0, которую использует Москва, передает Цензор.НЕТ
22 июня 2014 г. вопрос, заданный Le Figaro своим читателям об ответственности России за крушение малайзийского самолета, вызвал небывалый поток ответов из России и Украины, при этом пользователи интернета подавляющим большинством проголосовали за их версии событий. Вопрос в том, кто главные действующие лица в этой иллюстрации развертывания украинского конфликта в Интернете.<
После ошеломительного провала российских средств коммуникации во время «пятидневной войны» между Россией и Грузией в 2008 г., правительство России осознало, насколько важно управлять мнениями в интернете, в том числе на международном уровне. В июле 2014 г. в разгар украинского кризиса, анонимная российская группа рассказала о существовании «Агентства интернет исследований». Как свидетельствует переписка владельца этого агентства, полученная в результате хакерской атаки, около 600 блоггеров и комментаторов, которые получают зарплату, ежедневно работают в социальных сетях и в электронных средствах массовой информации, в том числе западных стран, влияя на мнения пользователей Интернета. С начала украинского кризиса журналисты на самом деле заметили, что количество пророссийских комментариев, которые написаны по одному и тому же образцу, намного увеличилось. Модераторы сайта The Guardian, например, обрабатывают по 40 тыс. пророссийских комментариев в день, чтобы отфильтровать сообщения троллей. Если даже эту информацию подтвердят результаты исследования, которое проводит независимая Новая газета об «Армии троллей Кремля», и если российские власти никогда не опровергали информацию о существовании кибер бригад, все же мобилизацию такого типа не всегда начинают и направляют сверху. В случае с Le Figaro, например, мобилизация была инициирована пользователями социальной сети ВКонтакте и лидерами Антимайдана в Твиттере.