05.01.2021, 22:49

Уловки супермаркетов, которые не замечают покупатели: как нас заставляют тратить больше

Марина Началова | Все новости автора
супермаркет

Зашел купить молока, а вышел с полным пакетом продуктов - знакомая ситуация? Сети супермаркетов - это большой бизнес с колоссальным оборотом, где все заточено на то, чтобы потребители покупали как можно больше товаров.

Час Пик расскажет о некоторых уловках, при помощи которых маркетологи заставляют вас тратить больше денег в супермаркетах.

В этой статье мы не будем касаться случаев очевидного обмана, когда на кассе пробивают лишние товары или когда "забывают" поменять ценники, так что цена в чеке оказывается большей, чем в торговом зале. Есть куда более изящные способы выманить деньги из кармана покупателя: никакого мошенничества - чистая психология.

Расположение товаров

Правильное размещение товаров в магазине - это целая наука. Ближе к входу обычно располагаются отделы с полезными продуктами, такими как овощи и фрукты. Все потому, что, положив в корзину что-то "полезное", покупатель словно получает разрешение побаловать себя и чем-то "вредным": чипсами, снеками, пирожным и т.п.

Также недалеко от входа часто размещается отдел с комнатными цветами. Посмотрев на красивые цветущие растения, покупатели настраиваются на позитивный лад, а в таком состоянии более вероятны импульсивные покупки.

Группы товаров первой необходимости, как правило, размещают в разных частях магазина. Чтобы купить все необходимое, покупатель обойдет весь торговый зал, при этом рассматривая те товары, которые покупать не планировал, и, возможно таки купит что-то из них.

Расположение товаров на полках также важно. Самые дешевые товары той или иной группы обычно находятся на нижних полках - там, куда не каждый захочет наклоняться. Товары подороже размещаются на уровне глаз и груди - там, куда обычно падает взгляд человека, даже если он не рассматривает товары целенаправленно. Там же будут располагаться яркие и крупные ценники, возвещающие о выгодных акциях.

Возле касс находятся небольшие стеллажи с разной мелочью. Стоя в очереди, вы невольно будете их рассматривать и, возможно, все же захотите взять жвачку или батончик. В отдельных магазинах немного мелких товаров выложены прямо под рукой у кассира, который "напоминает" каждому покупателю, не забыл ли тот купить салфетки или ватные палочки.

Ценники

У маркетологов есть правило "магической девятки". Вы ведь наверняка замечали, как много чисел на ценниках заканчиваются на 9. Цена 49,99 грн выглядит более привлекательно, чем 50 грн. Покупатель в первую очередь обращает внимание на первую цифру в ценнике, и цена "25,99" подсознательно воспринимается как "чуть больше 20". А цены на копейку ниже нового десятка, например 19,99 и вовсе воспринимаются как супервыгодное предложение.

На часть товаров выставляются цены за 100 граммов вместо 1 килограмма. Ведь цена в 6 грн выглядит куда привлекательнее, чем 60 грн.

Акции

Некоторые акционные предложения бывают действительно выгодными. Например, продукты с истекающим сроком годности могут продаваться за полцены. Если вы уверены, что успеете съесть йогурт за 1-2 дня, можете смело его купить и сэкономить деньги.

Широко распространены акции вроде "1+1=2", "10% бесплатно" и т.п. Насколько такое предложение выгодно, можно узнать, лишь сравнив цену акционного товара и неакционного, лучше - в нескольких торговых сетях. Далеко не каждый покупатель будет этим утруждаться, покупая такую мелочь, как шампунь. Поэтому, если к шампуню предлагают взять пузырек бальзама с 50-процентной скидкой, большинство воспользуется таким предложением без долгих размышлений.

Программы лояльности

Бонусные карты существуют в первую очередь для того, чтобы привязать клиента к определенному супермаркету. Зачем идти в другой магазин, если в этом на карту "капают бонусы"? Чаще всего скидки по бонусной программе выходят небольшие, зато покупатели чаще ходят в супермаркет и покупают определенные группы товаров, чтобы получить больше бонусов.

Как правило, магазины отслеживают историю покупок участников бонусных программ и определенным образом могут влиять на их дальнейшее поведение. Если вы каждую неделю покупали курятину, то в конце месяца вам может прийти письмо с акционным предложением купить окорочка со скидкой 15% (с припиской мелким шрифтом - "при покупке на сумму от 250 гривен"). Определенная часть людей воспользуются предложением и купят больше товара, чем планировали.

Если описанные уловки супермаркетов не действуют на вас - это не значит, что они не работают вообще, иначе бы к ним не прибегали тысячи магазинов в разных странах. Главное, отправляясь за покупками, четко планировать свои траты, составлять список необходимого и не отключать голову.

Читайте еще: Где нельзя хранить деньги: самые неблагоприятные места в квартире

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик