04.03.2021, 18:11

Заправлять авто становится все дороже: какие цены на топливо ожидают украинских водителей весной

бензин

В Украине автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Вместе со введением обязательного техосмотра в 2022 году, подорожанием сертификации ГБО, повышением штрафов растут и цены на топливо - как бензин, так и автогаз. 

Час Пик расскажет о том, как сильно может измениться стоимость заправки автомобиля уже этой весной.

В конце января на некоторых украинских АЗС цены на все виды топлива выросли на 50 копеек и даже 1 гривну. В течение февраля подорожание усиливалось. Таким образом, по данным Консалтинговой группы А-95, на 3 марта средняя стоимость топлива составила: 

  • А-95 "премиум" - 29,72 грн/л,
  • А-95 - 28,3 грн/л,
  • А-92 - 27,29 грн/л,
  • дизельное топливо - 27,7 грн/л,
  • автогаз - 15,38 грн/л. 

И аналитики в один голос утверждают, что это далеко не предел. 

Почему цены на топливо растут?

В первую очередь, повышение цен на все виды топлива зависит от цен на нефть. Так, с октября 2020 года цена выросла с 37 долларов до 67 долларов за баррель нефти. В свою очередь, закупочная цена бензина марки А-95 в Европе повысилась на 261 долларов за тонну, а на дизельное топливо на 224 долларов за тонну.

Оптовые цены на А-95 в Украине за этот периода также выросли на 7720 грн/т или 5,82 грн/л, на дизтопливо - на 6950 грн/т или 5,76 грн/л. Вот и получилось, что с октября прошлого года бензин А-95 на украинских АЗС подорожал в среднем на 4,05 грн/л. 

Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн отмечает, что по прогнозам цены на топливо должны были расти с декабря постепенно, однако вместо этого произошел резкий "взлет" в феврале. 

Вероятно, большую роль сыграла пандемия COVID-19, из-за чего крупные игроки рынка хотят возместить все, что было упущено по причине локдаунов. 

Кроме того, как считает экс-президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук цены на нефтепродукты в Украине зависят не только от европейских цен, но также от курса Национального банка. 

"И если колебаниями курса гривны можно пренебречь, то внешний рынок ведет себя достаточно неожиданно. С ноября прошлого года цены на бензин и ДТ демонстрировали постепенный рост, и на конец февраля подорожание составило 211 долларов и 205 долларов за тонну соответственно. Таким образом, создались экономические предпосылки для подорожания топлива более, чем на 5,5 грн/л. На начало марта фактическое же подорожание составило 4,01 грн/л по бензину и 4,11 грн/л по дизтопливу", - рассказал Косянчук в СМИ.

При этом аналитик TeleTrade Сергей Родлер отводит большее значение именно курсу гривны - доллар систематически продолжает дорожать, а следовательно - дорожает и топливо. 

Какие шаги предпринимает правительство?

Отвечая во время пресс-конференции на вопрос журналистов о ситуации на топливном рынке, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что правительство пытается урегулировать повышение цен. В частности, он отметил, что данная проблема обсуждалась в кабинете президента, а также было проведено совещание с участием всех вовлеченных органов и предприятий. 

"Министр экономики вчера проводил встречу со всеми сетями, которые поставляют топливо и торгуют в розницу. Действительно, цены выросли. Ищем причины, если они объективны и это рынок - хорошо, если есть какие картельные сговоры, злоупотребления - начаты процедуры по проверкам законности функционирования отдельных сетей и станций, АМКУ делает свою работу", - рассказал Шмыгаль.

По его словам, ситуация схожа с прошлогодней. Однако есть надежда, что в ближайшее время она будет урегулирована. 

"Есть пожелания от сетей, какими должны были бы быть шаги правительства по наведению порядка, легализации рынка топлива. Эта работа делается, все поручения даны, я уверен, что рынок будет справедливым и стабильным. О повышении цен - давайте посмотрим на тенденцию в ближайшие дни по той работе, которую мы будем делать с сетями", - подытожил премьер.

Какие прогнозы дают аналитики?

Многие аналитики, несмотря на надежды Шмыгаля, дают не очень радужные прогнозы. В частности, Сергей Куюн отмечает потенциал для роста цен на топливо весной, что обусловлено подорожанием в закупке. 

"Закупочная цена на бензин выросла на 1,77 больше, чем розничная. Для дизеля потенциал составляет 1,57 грн/л. И это при условии стабильных цен на нефть", - считает Куюн.

Генеральный директор группы "Прайм" Дмитрий Леушкин также уверен в дальнейшем росте цен. По его мнению, при текущих ценах на нефть рост цен на АЗС составит 1-1,5 гривны за литр. Большие скачки цены возможны лишь в случае, если будет создан искусственный ажиотаж.

Солидарен с ними и Родлер. Аналитик считает, что в марте гривна продолжит "падение". Вместе с тем, большую роль сыграло долгое сдерживание цен украинскими АЗС, из-за чего подорожание сейчас кажется катастрофическим. 

А вот по мнению Леонида Косянчука, дальнейший рост цен может приостановиться, если нефть перестанет дорожать, что непосредственно связано с успехами в борьбе с пандемией. 

"Пока что майские фьючерсы на нефть основываются на оптимистических прогнозах, но следует также помнить, что лишь чуть больше 2% всех фьючерсов получают физическое воплощение, так что возможны неожиданные сюрпризы ! При таких условиях, я бы скорее взялся прогнозировать погоду в долгосрочной перспективе, чем уровень ценообразования на рынке нефтепродуктов", - отмечает эксперт.

Есть ли предел у весеннего подорожания топлива?

Эксперты сходятся во мнении, что бензин и дизельное топливо весной могут подорожать на 1,5-2 гривны. Однако есть одно важное условие - стабильная цена на нефть. 

Вместе с тем, автогаз, по мнению аналитиков, дорожать существенно не будет. Хотя в средине февраля Куюн прогнозировал подорожание до 80 копеек из-за дефицита ресурса, который образовался в Украине. 

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик