11.11.2013, 12:36

Власть узаконила манипуляции при планировании местных бюджетов

Ольга Кихтенко | Все новости автора

Новые изменения в Бюджетный кодекс, прописанные в законопроекте № 3429, приведут к тому, что 95% расходов местного бюджета смогут распределяться без участия общества.

Об этом сообщила народный депутат Украины, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Оксана Калетник. Она подчеркнула, что Бюджетный кодекс - это главный и единственный закон по вопросам бюджета. Остальные законы применяется только в частях, которые ему не противоречат. Так оговорено в Заключительных положениях кодекса.<

«Принцип законности - это гарантированная определенность законов, то есть определились один раз и надолго! Соблюдение этого принципа должно обеспечивать недопустимость ситуативного внесении изменений под конкретную нетипичную ситуацию, отдельное лицо или группа лиц, в пользу их личных интересов, - отметила народный депутат. - А в данном случае законопроект был подан на рассмотрение народным депутатом Владимиром Демишканом, хотя реальным автором является Минфин, и подавать его должно правительство, наделенное правом выступать с законодательными инициативами. Но Кабмин - коллегиальный орган, который рассматривает законопроекты согласно установленного регламента, и он предусматривает обязательный положительное заключение Министерства юстиции. И тот факт, что Минфин решил подыскать для реализации этой законодательной инициативы депутата, удостоверяющий отсутствие согласованной позиции в самом правительстве».

По словам Оксаны Калетник, это уже не впервые исполнительная власть демонстрирует невыполнение норм бюджетного процесса, когда нарушается коллегиальность принятия решений. Такие случаи стали тотальными. Как и практика, при которой бюджет страны подается лишь в конце года, когда нет времени, чтобы его нормально проанализировать и принять взвешенное решение. Каждый раз все общество подходит манипуляции, к которым прибегает Кабинет министров, когда якобы подает законопроект о государственном бюджете в парламент, а на самом деле сам документ депутаты могут увидеть лишь накануне голосования. А теперь правительство еще и решил нарушить демократический подход к принятию местных бюджетов на заседаниях соответствующих местных советов. Ведь бюджетный процесс - всегда большие дебаты между исполнительной властью и депутатами, которые отстаивают интересы общин, которые делегировали им полномочия. И благодаря предложенным изменениям депутатов в этом процессе хотят превратить просто в статистов, создавая благоприятные условия для узурпации власти местными чиновниками. Кроме того, правительство будет иметь еще один повод для манипулирования бюджетным процессом.

«Интересно, что сам автор законопроекта не явился на заседание бюджетного комитета, чтобы представить этот документ и ответить на вопросы коллег-депутатов. Презентовал документ заместитель председателя Тернопольской областной государственной администрации, аргументируя тем, что это позволит решить вопрос с принятием бюджета именно в этой области, где местные депутаты в течение года не могли прийти к согласию. И на момент обсуждения документа на комитете бюджет Тернопольской области уже утвердили. Кроме того, когда аргументировали необходимость принятия этого документа, речь шла лишь о том, что он позволит расширить расходы на защищенные статьи бюджета. А на самом деле под лозунгом защиты социально-защищенных расходов бюджета скрывались лоббистские интересы, которые заключаются в предоставлении возможности проведения капитальных расходов за счет субвенций из государственного бюджета областному бюджету. Как это было сделано, в частности, за знаменитым распоряжением Кабинета министров Украины № 76-р, когда государственные средства объемом 1 млрд.700 млн. грн. распределили в ручном режиме двумя институтами власти в лице их руководителей Кабинета министров и Минфина, с молчаливого согласия областных государственных администраций. Очевидно, неслучайно, на заседании комитета при рассмотрении законопроекта № 3429 присутствовал директор департамента местных бюджетов Минфина господин Кузькин, что имеет непосредственное отношение к подготовке вышеупомянутого распоряжения», - говорит Оксана Калетник.

Хотя по результатам голосования на заседании комитета депутаты приняли решение рекомендовать Верховной Раде принять этот законопроект в первом чтении за основу и в целом, народный депутат Оксана Калетник подготовила в письменном виде особое мнение, которое будет провозглашена в зале во время рассмотрения документа.