19.12.2010, 18:54

Как заставить ЖЭК выполнять свою работу

Зима еще только слегка попугала своим приходом, а многим нашим согражданам уже довелось столкнуться с различными «коммунальными» неприятностями. Кому-то не хватает тепла в квартире, у кого-то перебои с горячей водой. Где-то ледяные сквозняки гуляют по подъездам, промерзают или сыреют до появления плесени стены, а где-то после первого в этом году цикла замораживания и «разморозки» опять потекла крыша. И ведь понятно, что это только «цветочки», а главные «ягодки» зима приберегла на потом. Мы решили разобраться, что делать, если от бездеятельности коммунальщиков жить в нашем доме стало неуютно. В этом нам помогали юрист юридической компании «Гарант» Дмитрий Мальцев и адвокат Донецкой областной коллегии адвокатов Марина Гавяда.

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»

 Как ни крути, а главная преграда на пути к лучшей жизни – это негативная установка и пораженческие настроения. Я сам был удивлен, как много людей среди моих знакомых считают, что «от ЖЭКа все равно ничего не добьешься». Более того, судя по обсуждениям на интернет-форумах, такая позиция является чуть ли не преобладающей. В итоге, люди либо сдаются после первого-второго безуспешного обращения в ЖЭК (или, например, к «тепловикам», или любую другую коммунальную службу), либо вообще не делают даже таких попыток. А пытаться надо. 

 Во-первых, потому что не все ЖЭКи так плохи, как их общая репутация. И среди руководителей жилищных контор встречаются товарищи, добросовестно относящиеся к своим обязанностям и оперативно реагирующие на жалобы жильцов. И если устранить ту или иную проблему в силах такого руководителя, он это сделает оперативно. Более того, есть и примеры ЖЭКов, которые вообще работают «на опережение»: сами изыскивают слабые места и устраняют их даже до того, как жильцы успевают «раскачаться» на писание жалоб. 

 Во-вторых, даже если с добровольной реакцией ЖЭКа не сложилось, есть проверенные практикой пути, которые во многих случаях позволяют добиться положительного результата: либо решения проблемы, либо материальной компенсации, например, в виде снижения платежей за плохо предоставляемые услуги. 

Первый путь – это систематическое заваливание жалобами или требованиями перерасчета тарифов как самих коммунальщиков, так и их руководящих инстанций. Как это делается, видно из примера «Вода камень точит». Если же коммунальщики упорствуют в своих заблуждениях, можно обратиться в комитет по защите прав потребителей. Ему как раз недавно расширили полномочия, и он имеет сегодня реальные рычаги воздействия на предприятия, отказывающиеся выполнять свои обязательства перед потребителями.

 Второй путь – устранить дефект или сделать ремонт самостоятельно, после чего через суд заставить ЖЭК возместить свои затраты. Как это можно сделать, видно из примера «Суд да дело». ЖЭКи, как правило, находятся в состоянии хронического безденежья, поэтому возмещение, скорее всего, будет сделано за счет соответствующего снижения квартплаты. 

 Конечно, все это может потребовать некоторого времени и усилий. Хотя по законодательству дела по защите прав потребителей обязаны рассматриваться как можно быстрее, на это часто не обращают внимания и процесс затягивается. 

По какому бы из этих путей вы не пошли, успех дела зависит от четкого соблюдения некоторых формальностей, о которых мы дальше и поговорим подробнее.

ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОГОВОР

 Многие владельцы квартир до сих пор не имеют договора с ЖЭКом о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. А ведь это именно тот документ, на основании которого вы и имеете формальный повод предъявлять претензии за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги. Потому что именно им определены услуги, которые ЖЭК обязуется предоставлять и за которые берет с вас квартплату, а также ответственность ЖЭКа в случае невыполнения своих обязательств, порядок действий при спорных ситуациях и т.д. 

Если у вас такого договора нет, вам нужно его заключить. Для этого вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа. В нем вы просите подготовить и заключить с вами договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг на основе типового договора, а также предоставить информацию о перечне услуг, их стоимости и потребительских свойствах, режиме их предоставления, структуре цен и тарифов и т.д.

При этом вы ссылаетесь на ст.21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», согласно которой ЖЭК обязан составить с вами такой договор и предоставить указанную информацию. И указываете, что в случае отказа ЖЭКа, вы на основании п.6 ст.26 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», ст.907 Гражданского кодекса Украины, прекращаете платить за жилищно-коммунальные услуги. Впрочем, у ЖЭКа и без того нет оснований вам отказывать.

ОФОРМЛЯЙТЕ АКТ-ПРЕТЕНЗИЮ

 Если неформальные обращения в ЖЭК и призывы к совести и состраданию не нашли отклика в сердцах его руководства, вам придется идти формальным путем. И первым делом необходимо документально «зафиксировать» тот дефект или проблему, которые не дают вам спокойно жить. Для этого вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа о вызове его представителя для составления акта-претензии. В заявлении указываете, что согласно такому-то пункту вашего с ЖЭКом договора, он обязался предоставить вам такие-то услуги, которые были предоставлены с нарушениями или вообще не были предоставлены. Например, в такой-то период времени отсутствовала горячая вода или тепло. Или дом не был подготовлен к зиме, отчего в подъезде теперь холодно. Или не был проведен текущий ремонт крыши, отчего она теперь течет. И так далее. 

 Вы же свои обязательства по договору выполняли в полном объеме, то есть платили квартплату без задолженностей. И в соответствии со ст.18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», в случае нарушения исполнителем условий договор потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии, а представитель исполнителя обязан явиться не позднее срока, указанного в договоре. И указываете, где и в течение какого срока (как правило, двух дней) должен появиться представитель ЖЭКа. Заявление должно быть зарегистрировано, у вас должно остаться доказательство вашего обращения. 

 Если ЖЭК своих представителей не присылает, акт можно составить и без них. Для этого достаточно подписей трех жильцов. В этом акте должно быть указано, что в соответствии с договором ЖЭК обязался предоставить такие-то услуги, которые предоставлены не были. О чем было направлено заявление на имя начальника ЖЭКа с требованием в 2-х дневный срок прислать по такому-то адресу для составления акта. Но это требование было проигнорировано, представитель не явился. В связи с этим тремя указанными потребителями услуг ЖЭКа был составлен следующий акт-претензия о том, что такая-то услуга действительно не была оказана. 

Если в дальнейшем предполагается все-таки обращение в суд, рекомендуется, где это возможно, привлекать для экспертизы лицензированных экспертов-оценщиков, которые могли бы дать независимое официальное заключение о наличии дефекта и стоимости его устранения (например, ремонта). Затраты на привлечение таких специалистов потом будут включены в сумму возмещения, которые вы потребуете от ЖЭКа через суд.

ТРЕБУЙТЕ ГРАМОТНО

 После оформления акта-претензии вы можете подать в ЖЭК заявление о нарушении условий договора, где указываете, что между вами и ЖЭКом был заключен договор от такого-то числа, согласно которому ЖЭК обязался предоставлять такие-то услуги. Но их не предоставил, о чем имеется акт от такого-то числа. 

 В связи с чем на основании изложенного и руководствуясь статьями 18, 20,21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», статьями 526,610, 611 Гражданского кодекса Украины, статьями 15, 19, 20 Закона Украины «Об обращениях граждан», Законом Украины «О защите прав потребителей», Указом от 17.05.2005 г. № 76 «Об утверждении правил содержания жилых домов и придомовых территорий», Указом от 10.08.2004 г. №150 «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов, сооружений, придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений», вы просите следующее. Во-первых, устранить то-то и то-то (отремонтировать лифт, крышу, подъезд). Во-вторых, сообщить вам письменно о результате рассмотрения вашего заявления. 

Как вариант вы можете подать заявление о перерасчете размера коммунальных платежей – такой же структуры.

 Если и это ваше заявление будет проигнорировано или на него дана отписка, вы смело можете обращаться в комитет по защите прав потребителей. Либо, если проблему можно устранить самостоятельно, сделать это, обратившись потом в суд с претензией к ЖЭКу о возмещении ваших затрат. 

ЧТО ДОЛЖЕН ЖЭК

 Официально перечень услуг, которые ЖЭК обязан предоставить жильцам, утвержден Постановлением Кабинета Министров от 12 июля 2005 года. В этот список, за выполнение которого и берется квартплата, входят:

1. Уборка лестничных клеток.

2. Уборка придомовой территории.

3. Вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов.

4. Уборка подвалов, технических этажей и крыш.

5. Техническое обслуживание лифтов.

6. Обслуживание диспетчерских систем.

7. Обслуживание систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и канализации в доме.

8. Обслуживание вентиляционных шахт в доме.

9. Обслуживание систем противопожарной сигнализации и дымоотвода.

10. Текущий ремонт инженерных систем здания и «элементов внешнего благоустройства» - заборы, лавочки и т.п.

11. Ремонт детских площадок.

12. Подготовка домов к осенне-зимнему периоду.

13. Энергообеспечение лифтов.

14. Обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ


ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ

Рассказывает киевлянин Андрей Мазур:

Моя квартира – на последнем этаже 16-этажного дома, сверху еще технический этаж. Крыша, которая не ремонтировалась с момента строительства дома, текла так, что вода протекала на техэтаж и стекала внутрь квартир. Жильцами предпринимались попытки самостоятельно ремонтировать крышу, но это не помогало.

Я пошел в ЖЭК. Мне сказали, что средств на ремонт нет. Что делать? Я посоветовался с юристами и начал писать сам, собирая под своими письмами подписи соседей, плюс подбил на писательскую деятельность и других жителей этажа. Мы не митинговали, мы молча писали. Писали в ЖЭК и получали ответы о том, что средств нет, вот, когда даст район, тогда да, тогда конечно. Писали главе районной администрации, что, мол, такая вот неприятность, а ЖЭК бездействует, примите меры, пожалуйста. На что нам отвечали, что приняли к сведению, разберутся. Ходил я и к помощнику депутата – с аналогичным письмом. Тянулся этот эпистолярный период всю зиму, когда все равно ремонтировать крышу вроде как не по сезону. А к лету пришли работящие «дядьки» и крышу нашу таки починили. Так мы и обошлись без судов, все прошло «мирным путем».

СУД ДА ДЕЛО

 Протекающая  крыша изводила и жителей одного из домов Кировограда. Крыша текла по всему дому, страдали все три подъезда, и никто из «ответственных работников» ничего не хотел делать. 

Сначала жильцы пытались что-то сделать по своему разумению, не привлекая юристов. Заняло это больше года. Писали письма, с жалобами дошли до областной рады. Безрезультатно. Потом обратились к одной из юридических фирм, и там им посоветовали сделать ремонт за свой счет, а затраты потом востребовать с ЖЭКа через суд.

 Сначала они вызвали комиссию из ЖЭКа, при работе ее присутствовали представители комитета жильцов – глава и несколько человек. Комиссия задокументировала наличие дефектов крыши. После чего жильцы пригласили эксперта-оценщика, который выдал заключение о стоимости ремонта крыши: исходя из предполагаемой его трудоемкости, стоимости материалов и т.д. Далее, в пределах указанной суммы был сделан ремонт, естественно, с официальным оформлением договоров и актов приема-передачи работ. И только после этого, имея на руках все эти документальные доказательства, обратились в суд с иском к ЖЭКу о возмещении затрат и выиграли дело. Все это заняло полгода.

Константин Ряполов, ]]>Сегодня]]>