Медсестра: труднее всего видеть глаза раненого, который хочет жить
Манюня, Гюльчетай, Боевая Кнопка - столько нежных и одновременно ироничных позывных не имеет ни один боец медицинской роты Национальной гвардии Украины имени Пирогова, как Наташа Назар.
Заместитель командира роты по работе с личным составом капитан Войцеховский объясняет, почему медсестру Наталью друзья зовут именно так. Манюня, говорит, потому что маленькая, бойкая, как подросток. Гюльчетай? Действительно, что-то восточное, загадочное, солнечное в ней струится, как у героини фильма «Белое солнце пустыни». А Боевой Кнопкой друзья зовут потому, что она в любой момент по тревоге готова выехать на передовую, чтобы спасать наших бойцов.<
- Она на передовой побывала больше, чем любой человек из роты, - говорит о ней зампотех роты подполковник запаса Сергей Ильчук.
Заместитель командира роты по работе с личным капитан Войцеховский по этому поводу вспоминает последние события, когда украинские воины выходили из дебальцевского ада.
- Наши медики бывают на всех блокпостах, к нам поступают раненые разведчики, артиллеристы, танкисты... Мы очень хорошо, обычно знакомы с ситуацией. Так вот, более секретной операции в истории этой войны еще не было, - говорит Войцеховский.
По его словам, наше командование все тщательно спланировало: был авангард, разведка, группы прикрытия и борьбы с диверсионными отрядами противника, его артиллерией... Выходили несколькими путями, многими группами, чтобы усложнить противнику задачу «накрыть» наши войска артиллерией и «градами», как это произошло во Иловайском. Поэтому враг, который планировал смерть нескольким тысячам украинцев в котле, понял что происходит только после того, как почти все вышли из окружения.
- Да, были потери, без которых войны не бывает, как бы цинично это не звучало, - говорит капитан, - но они могли бы быть гораздо большими.
Только за один первый день выхода из окружения их госпиталь, оборудованный в Артемовске волонтерами незадолго перед тем в заброшенном старом сером здании с красным крестом на белом флаге, принял около ста восьмидесяти раненых, полсотни из которых - тяжелые. Их осматривали, оказывали первую медицинскую помощь и отправляли в госпиталя Харькова и Днепропетровска. Скажем, в Днепропетровск в тот день «скорыми» и вертолетами направили до 12 рейсов с ранеными.
- Люди падали с ног, но мы не допустили ни одного «двухсотого», - с гордостью говорит капитан Войцеховский. - Много слов благодарности заслуживают врачи, медсестры, водители... И, конечно, Манюня.
Усатый, импозантного вида хирург, капитан медицинской службы в отставке Василий Васильевич, который работает в одном экипаже с Натальей рассказывает, как эта небольшая и, на первый взгляд, слабая женщина выгружала раненых с КамАЗов. Тот стонет, другой просит закурить, у третьего висит нога, сломана в трех местах. Он удивляется, как напарница выдерживала такую физическую и психологическую нагрузку.
- Я никогда не плачу, - говорит Наталья Назар, - хотя бывает, что слезы наполняют душу, особенно тогда, когда смотришь в глаза раненому, который говорит, что имеет четырех детей и просит его спасти. Знаете, труднее всего видеть глаза раненого, который хочет жить.
В Артемовск, на передовую Наташа приехала со Львова. Как и большинство тех, кто сегодня служит в медицинской роте Национальной гвардии. Она - волонтер. Почти все из этой роты год назад спасали людей на Майдане, потом трудились волонтерами - доставляя лекарства, машины скорой помощи, и различное оборудование на передовую. За этим делом все они и познакомились, в конце концов, добровольно вступивших в медицинского гвардейского подразделения, сплотившись вокруг командира медицинской роты полковника Игоря Илькива, человека богатого духовно, как и все они.
- В Львовском медицинском колледже я преподаю основы медсестринства, - говорит Наталья. - У меня высшее образование, но я устроилась медсестрой в госпитале, чтобы потом учить студентов как работать медсестрой на поле боя.
Она учится здесь, под пулями за тысячу километров от Львова, где осталось двое детей.
- Они у меня взрослые, о себе позаботятся, - говорит она.
Она так хочет их посетить, но война откладывает встречу с семьей. Вот и сейчас Наташа Назар вместе с капитаном-хирургом из Вышгорода Яковенко садится в «скорую» и спешит на крайний блокпост, где кто-то нуждается в ее помощи. Когда мы, журналисты, просим ее и Василия Васильевича взять нас с собой туда, на грань войны и мира, она говорит, что это опасно, что на наш век войны еще хватит.




