29.08.2015, 19:56

Как установить газовое оборудование на автомобиль: стоит ли это делать самостоятельно?

Ольга Станішевська | Всі новини автора

Наличие интернета делает каждого из нас волшебником: в сети можно найти материал по любому вопросу. При желании можно самостоятельно собрать чуть ли не полноценный автомобиль. Что уж говорить об инсталляции ГБО 4 поколения в авто. На счет посследнего возникает вопрос: стоит ли это делать? Может, применить волшебство интернета в более практичных целях?

Поколения мастеров

 

Были времена, когда на рынке ГБО просто не было профессионалов, и специалистом мог называться тот, у кого «руки на месте». Это все равно, что назвать парикмахером горца просто потому, что он иногда стрижет овец.

Так же и в случае с ГБО: любой карбюраторщик считал себя докой в газовом оборудовании. В ходу были примитивные установки, которые сейчас принято причислять к ГБО 1-2 поколений. Попадали они в страну разными путями, и не всегда можно было быть уверенным в их качестве.<

Сейчас многое изменилось – оборудование усложнилось, появилась электроника, и подпускать карбюраторщиков к монтажу современного ГБО стало рискованно. Да и количество поколений газобаллонного оборудования выросло – теперь их 6. Но о них чуть позже, а пока о самом монтаже.

Что важно для монтажа?

Большую роль играет опыт установки оборудования именно на вашу модель авто. Только с опытом приходит квалификация.

Правилом «хорошего тона» квалифицированного установщика ГБО является:

  •  Системность, которая базируется на опыте инсталляции газобаллонного оборудования;
  • Аккуратность в работе – ее можно оценить по соединениям, отсутствию лишних висящих проводов и шлангов, удобству дальнейшего сервисного обслуживания смонтированного ГБО;
  • Прогнозируемость – это когда установщик точно указывает сроки монтажа.

К этому можно добавить критическую важность качества применяемых материалов и репутацию производителей элементов ГБО.

«Кто трусы ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот!»

А теперь подумайте, стоит ли рисковать здоровьем своего автомобиля и доверять установку ГБО непрофессионалу в своем лице? Ведь экономии тут ни на грош. Представьте, одних только производителей топливопроводов больше сотни! Как выбрать оптимального?

То же самое касается форсунок, их калибровки, места установки. По редукторам тоже есть выбор. И у каждой модели свои плюсы и недостатки. Кто вам о них расскажет?

Еще одним препятствием является техническая документация, которую вправе выдавать сертифицированный установщик. Без нее вы просто не сможете узаконить свою газовую установку и перерегистрировать машину в ГАИ, а будете вынуждены каждый раз «решать вопрос на месте». Разве это выгодно, в то время, когда компания-установщик ГБО может за символическую оплату взять это на себя?

Да и продать авто с ГБО, которое не вписано в техпаспорт, невозможно. Или придется здорово уступить в цене. Одним словом, лучше довериться профессионалам, а интернет использовать для поиска подходящей компании-установщика ГБО.

Теперь, как и обещал, коротко о поколениях ГБО.

Поколения ГБО

  • 1-е поколение, повторюсь, – примитивная схема с ручными регулировками;

Вероятно, по причине необходимости регулировать подачу газа, в газовый бизнес пришли карбюраторщики. Кто застал карбюраторные моторы, помнит, что мастеров хлебом не корми, дай что-нибудь порегулировать. Результат таких настроек часто был плачевным – прогар клапанов. Поэтому у газа появилась плохая репутация.

  • 2-е поколение мало чем отличалось от первого, однако за подачу топлива теперь отвечал актуатор (контроллер).

«Злых» карбюраторщиков лишили возможности управлять «жировым» вентилем, но возможность покрутить винты-настройки в редукторе осталась.

  • 3-епоколение предполагало наличие электронного блока управления (ЭБУ) и распределенный впрыск.

Это оборудование уже можно назвать сложным и современным, однако рассчитано оно было на нормы ЕВРО2 , и работало автономно от бортового компьютера (БК) автомобиля. Поэтому резон его применения пропал, как только появились ЭБУ, способные «сотрудничать» со штатным БК.

  • 4-е поколение ГБО – самая надежная на сегодня система. Там также применен распределенный впрыск через газовые форсунки, но ЭБУ работает в тесной связке с БК.

В результате такого взаимодействия достигается необходимая скорость реакций на педаль акселератора в широком диапазоне режимов езды. Участие водителя в работе системы исключается. Разве что конденсат слить с редуктора – операция, по сложности сопоставимая с проверкой уровня масла в моторе. Кроме того, ГБО 4 соответствует современным экологическим нормам.

  • 5-е поколение – ближайшее будущее газобаллонных автомобильных систем. Отличается отсутствием редуктора, потому что газ попадает в камеру сгорания в сжиженном состоянии. Для этого применяется газовый насос, поддерживающий оптимальное давление в топливной магистрали.

ГБО последнего поколения предъявляет высокие требования к качеству газа, поэтому нашим автолюбителям надо набраться терпения. К тому же, программное обеспечение (ПО) для ЭБУ разработано для ограниченного количества моделей автомобилей.