Типы автомобильных аккумуляторов
Автомобильный аккумулятор — это устройство, которое преобразует химическую энергию в электрическую. Он используется в транспортных средствах для запуска двигателя, питания электрооборудования и обеспечения резервного питания в случае отключения основного источника. Конструктивно аккумулятор заключен в герметичный корпус, внутри которого расположены две группы пластин из свинца, разделенные сепараторами. Они находятся в электролите — водном растворе серной кислоты. При работе устройства происходит химическая реакция, в результате которой выделяется электрический ток. Этот процесс обратим, поэтому батарею можно заряжать.
Основные виды аккумуляторов для авто
В зависимости от состава электродов и электролита АКБ классифицируются на такие типы:
- Сурьмянистые (Sb). Самые простые по конструкции приборы. Они изготавливаются из пластин электродов, содержащих сурьму, которая придает им прочность и устойчивость к коррозии. Среди недостатков — высокий саморазряд, склонность к сульфатации, низкий ток холодной прокрутки.
- Малосурьмянистые (Ca/Sb). Улучшенная модель кислотно-сульфатных батарей с низким содержанием свинца. Это повышает устойчивость к глубоким разрядам и саморазряду. Сегодня это самый распространенный вид устройств.
- Кальциевые (Ca/Ca). Они изготавливаются из свинцовых пластин с небольшим содержанием кальция. Элемент увеличивает их прочность, снижает саморазряд и увеличивает срок службы. Эти устройства также отличаются более высоким током холодной прокрутки, чем другие типы АКБ.
- Гибридные (Ca+). Комбинация сурьмянистых и кальциевых аккумуляторов. В них положительные пластины изготавливаются из сурьмянистого свинца, а отрицательные — из кальциевого. Модели отличаются высокой устойчивостью к глубоким разрядам и саморазряду, а также низкой стоимостью.
- Гелевые. Свинцово-кислотные АКБ, в которых электролит находится в гелеобразном состоянии. Использование гелия делает их устойчивыми к вибрациям и перепадам температур, а также снижает риск утечки электролита.
- AGM (Absorbent Glass Mat). Необслуживаемые батареи, в которых электролит абсорбирован в стекловолоконном мате. Имеют высокую пусковую мощность, устойчивы к вибрациям и утечкам, не боятся глубокого разряда и хорошо зарекомендовали себя при низких температурах.
- EFB (Enhanced Flooded Battery). Улучшенная AGM-технология с применением тонких свинцовых пластин электродов, которые обеспечивают высокую плотность энергии.
- Щелочные. Используют щелочной электролит для хранения энергии. Отличаются очень низким саморазрядом, сроком службы до 20 лет, способны работать в широком температурном диапазоне и при глубоких разрядах. Приборы не выделяют вредных испарений, устойчивы к коррозии и сульфатации. Однако требуют периодического долива дистиллированной воды и имеют ограниченное число циклов заряда.
Как выбрать АКБ
Выбор оборудования зависит от типа транспортного средства, условий эксплуатации и бюджета. Для большинства легковых автомобилей подходят малосурьмянистые, кальциевые или гибридные АКБ. Для автомобилей с системой Start-Stop лучше всего выбирать EFB- или AGM-аккумуляторы. Для машин, которые эксплуатируются в сложных условиях, применяют щелочные или гелевые приборы.