Если вы выиграете - вас расстреляют, или Третий тайм «Матча смерти»
<
В оккупированном Киеве в 1943 году проходил матч между украинскими футболистами и командой немецких летчиков. Зрителей собралось много. Киевляне во всю болели за своих. Для немцев (да и для наших) это было больше, чем игра. Эта победа могла стать искрой пламени общей победы. Шел второй тайм. При счете 3:3 матч был остановлен на странный перерыв. В раздевалку к киевским футболистам вошел немецкий офицер и что-то резко сказал, обращаясь ко всей команде. Переводчик перевел: «Если вы выиграете, вас расстреляют…».
Украинские футболисты выиграли этот матч…
В 1980 году я ездил на Олимпийские игры в Киев. Мой далекий родственник Сергей работал водителем киевской команды «Динамо». Познакомил меня со старожилом столицы Николаем Игнатьевым, который и рассказал мне потом историю о «Матче смерти». Я постоял и у памятника, почтил память расстрелянных футболистов. Позже, работая детским тренером, я иногда вспоминал историю «Третьего тайма» и рассказывал ее своим юным футболистам. Особенно запомнился один эпизод в Луганске.
2002 год. Мы выиграли все предварительные игры в финале областных соревнований на призы клуба «Кожаный мяч», в полуфинале обыграли и традиционно сильную команду алчевской «Стали». И вот завтра – финал. Не стоит, думаю, объяснять, что команды Луганска и Алчевска – это, по сути, сборные области. В эти команды приглашаются всегда самые талантливые юные игроки со всех городов Луганщины. В моем распоряжении – ученики только одной городской школы. Вечером перед финалом мои не спят, волнуются. Приходит ко мне капитан – Сережа Стебловский (сейчас играет за дублеров донецкого «Шахтера») и говорит:
- Расскажите нам о матче смерти. Старшие ребята говорят, что вы им рассказывали.
- Нет, режим. Надо ложиться спать, ребята. Выигрываем финал – и едем «на Украину» играть с такими командами как: «Шахтер» (Донецк), «Металлист» (Харьков)… Но они упросили. Я очередной раз рассказал…
А на следующий день в финале с местной луганской командой у нас получился свой «третий тайм». Судьи вытягивали на ничью своих, все добавляли и добавляли время. Я бегал возле кромки поля и уже охрипший кричал: «Ребята! Третий тайм… Третий тайм, ребята!!!»
Они выиграли у Луганска.
Не знаю, насколько педагогично я поступал, заставляя играть ребят на пределе… Но в советское время мы воспитывали на примерах героев. Сейчас почему-то с особым остервенением идет разрушение образов героев. И третий тайм наполовину, говорят, выдуман, и молодогвардейцев не было, и матросовы – пропаганда. Все больше сомнений у меня, что, не дай бог война, поднимутся ли в атаку не за деньги, а за Родину?
Сейчас фильмы «Третий тайм» о этих событиях выходят и американский, и российский.