18.04.2013, 13:08

Главные направления работы НАНУ - обеспечение экономического развития, фундаментальные исследования и укрепление связей с образованием

Ольга Кихтенко | Все новости автора

Главными направлениями работы Национальной академии наук Украины (НАНУ) являются обеспечение экономического развития, фундаментальные исследования и укрепление связей с образованием.

Об этом во время общего собрания НАНУ заявил ее президент Борис Патон.
“С более эффективным использованием научного потенциала непосредственно связано также формирование действенной инновационной инфраструктуры. Следует отметить, что отдельные учреждения Академии используют такой механизм инновационной деятельности как технологические парки. Однако, на сегодняшний день их деятельность никоим образом не стимулируется и это негативно отразилось на общегосударственных показателях по динамике внедрения новых технологий, выпуска новой наукоемкой продукции”, - сказал Б.Патон.
По его мнению, примером принципиально другого подхода для НАНУ может служить развитая инновационная инфраструктура в передовых странах - членах Европейского Союза. Также Б.Патон отметил, что в России на протяжении последних лет такая инфраструктура также активно формируется, действует уже более 70 технопарков, около 20 инновационно-технологических центров, около 50 тысяч малых технологических фирм, развивается система венчурного инвестирования. На создание новых технопарков в сфере высоких технологий в семи регионах России запланировано инвестировать в ближайшее время еще 2 млрд долларов США.
“И еще один принципиальный вопрос. Переориентация, а лучше говорить, усиление концентрации научного и научно-технического потенциала на обеспечении конкретных потребностей развития экономики нуждается во взвешенном подходе. Это в любом случае не должно осуществляться за счет фундаментальных исследований, возводиться, в частности, к ограничению направлений научного поиска в сфере фундаментальных наук. Именно результаты этого поиска предопределяют прогрессивные, а кое-где и революционные изменения в промышленных технологиях, они являются необходимым фактором развития сферы образования и подготовки квалифицированных кадров, определяют не только научный и образовательный уровень общества, но и культурный, и мировоззренческий”, - отметил Б.Патон.
Он также отметил, что одной из основных задач НАНУ является формирование и укрепление стойких взаимосвязей с просветительской сферой, которая является залогом повышения уровня образования и науки в Украине, решение важных вопросов экономики и государственного строительства.
Б.Патон сообщил, что в 2012 г. действовало около 200 договоров о сотрудничестве с вузами, в соответствии с которыми более 1,5 тыс. студентов проходили практику в учреждениях НАНУ, выполняли курсовые и дипломные работы под руководством ученых Академии. 1850 высококвалифицированных научных работников Академии, из них каждый 11-й - действительный член или член-корреспондент, читали учебные курсы, циклы лекций по актуальным современным направлениям науки.
“В то же время, и это нужно откровенно признать, уровень интеграции академической науки и науки и образования в высших учебных заведениях является все еще недостаточным. К сожалению, процесс интеграции науки и образования должным образом не стимулируется, не имеет всех необходимых для этого нормативно-правовых и финансово-экономических принципов. Более того, в последнее время создаются определенные и, по моему мнению, искусственные преграды”, - подчеркнул президент НАНУ.
Как пример он привел тот факт, что за результатами финансовых проверок университетов государственные контролирующие органы пришли к выводу, что труд научных работников Академии в высших учебных заведениях может осуществляться лишь на условиях почасовой оплаты, а не по совместительству. По мнению Б.Патона, это неминуемо приведет к потерям в обеспечении современного научного сопровождения учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, отсутствуют стимулы и существуют существенные препятствия для полноценной научной деятельности преподавателей и студентов.<

Теги новостей: