Эксперты: Законопроект о гарантиях независимости судей содержит серьезные риски для независимости судей
Законопроект “О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей” содержит ряд положений, которые кажутся юридически необоснованными и содержат серьезные риски для независимости судей.
Об этом говорится в анализе законопроекта, проведенном экспертами Центра Разумкова.<
Эксперты делают заключение, что в предложенном виде законопроект не может быть принят, поскольку его принятие будет иметь для отечественного правосудия больше негатива, чем позитива.
В Центре Разумкова отмечают, что большинство положений законопроекта, внесенного в Верховную Раду Президентом Украины Виктором Януковичем, формально отвечают европейским стандартам. “Однако, учитывая это, его необходимо оценивать в первую очередь и преимущественно через призму отечественных реалий. Образно говоря, положение законопроекта нужно “наложить” на реальную политико-правовую ситуацию и таким способом – спрогнозировать результаты их действия. Если именно так оценивать законопроект, то можно прийти к однозначному выводу о его неприемлемости и опасности для независимости судей и для отечественного правосудия в целом”, - подчеркивается в анализе.
Эксперты отмечают, что в законопроекте четко отражается тенденция, присущая отечественному законотворчеству последнего времени. А именно: использование европейских стандартов для сохранения и укрепления недемократической формы государственного правления, в случае с судопроизводством – для усиления зависимости судей. “Алгоритм такого использования простой: позаимствовать европейскую форму и наполнить ее нужным содержанием. Фактически происходит своеобразное приспосабливание европейских стандартов к отечественным реалиям”, - считают в Центре Разумкова.
Это приспосабливание, по мнению экспертов, кроме прочего, способно ввести в заблуждение европейские структуры, которые оценивают соответствующие законодательные инициативы в соответствии с формой стандарта и собственного (европейского) взгляда на их внедрение. Поэтому во многих случаях вне такой оценки остаются обстоятельства, характеризующие настоящие цели и содержание соответствующих законодательных инициатив. Именно этим эксперты объясняют в целом позитивный вывод Венецианской комиссии относительно президентского законопроекта изменений в Конституцию в части правосудия. Однако они отмечают, что относительно нескольких ключевых положений (в частности, относительно вхождения в состав Высшего совета юстиции генерального прокурора и целесообразности существования Высшей квалификационной комиссии судей как фактического “дублера” Высшего совета юстиции) произошла определенная трансформация позиции Венецианской комиссии.
В Центре Разумкова отмечают, что в случае практического внедрения положений законопроекта, усиление гарантий независимости судей произойдет формально (“на бумаге”), в реальности – произойдет усиление зависимости судей.
Эксперты обращают внимание, что проект нарушает баланс государственной власти в Украине, закрепленный в действующей Конституции. Он существенно изменяет конституционные полномочия Верховной Рады и Президента относительно судебной власти. Им предлагается кардинально изменить ситуацию в треугольнике властных взаимоотношений (Верховная Рада – Президент - судебная власть) в интересах Президента.
Верховная Рада полностью изымается из механизма формирования судейского корпуса. В то же время полномочия Президента существенно расширяются – он “замыкает” на себе решение всех кадровых вопросов в судебной системе, а также вопросов организации деятельности судебной системы. Таким образом, произойдет разрушение системы противовесов в отечественной системе власти, которая была определена в Конституции 1996 года и благодаря которой Украина до сих пор сохраняет возможность демократического развития, говорится в анализе.
При таких обстоятельствах, по мнению экспертов, можно также говорить о наличии признаков “покушения” на нарушение принципа распределения государственной власти, которое закреплено в ст. 6 Конституции и который предметно воплощен в конституционных полномочиях каждой из ветвей власти и Президента.
Проект лишает Верховную Раду права самостоятельно выполнять законодательную функцию относительно определения судоустройства. Он якобы предусматривает передачу от Президента в Верховную Раду полномочий по определению сети, создания, реорганизации и ликвидации судов. Но такое право за единственным законодательным органом закрепляется лишь номинально, поскольку Верховная Рада сможет реализовать его только по предоставлению Президента. Следовательно, без соответствующей законодательной инициативы Президента указанное право Верховной Рады является “мертвым”. На практике это будет означать, что вопрос определения сети, создания, реорганизации и ликвидации судов де-факто будет решать Президент. Особенно это касается ситуации, при которой Президент будет иметь в парламенте свое большинство, которое лишь формально будет легитимизировать его инициативу, подчеркивается в экспертном анализе.
В Центре Разумкова считают, что проект не только не устраняет политическое влияние на формирование судейского корпуса (как это утверждают авторы проекта), а значительно усиливает его. Если по действующей Конституции политическое влияние на судебную власть “диверсифицировано” между двумя политическими субъектами – Верховной Радой и Президентом, то по проекту это влияние концентрируется в руках одного политического субъекта – Президента. Эксперты указывают, что следует учесть, что Венецианская комиссия впервые высказалась за передачу полномочий по избранию судей от Верховной Рады к Президенту при совсем другой политико-правовой ситуации (2006-2008 гг.), когда соотношение властных полномочий Парламент-Президент было кардинально другим. Как отмечают ведущие конституционалисты Украины, тогда это имело смысл, поскольку у Президента не было тех больших полномочий, которые он получил в 2010 году после отмены “конституционной реформы 2004 года”.
Проект легализует внедренные в отечественное законодательство в результате судебной реформы в 2010 г. новеллы, которые не согласовываются с действующей Конституцией (в частности, наделение Высшего совета юстиции правом назначать судей на административные должности; расширение полномочий Президента в части ликвидации судов, перевода судей, избранных бессрочно, из одного суда в другой).
Во многих случаях законопроектом предлагается привести Конституцию в соответствие с “обычными” законами Украины, отмечается в документе.
Во-первых, замечают эксперты, это самое по себе нонсенс (поскольку в соответствии с принципом верховенства права должно быть наоборот). Во-вторых, это указывает на искусственность “подтягивания” положений “обычных” законов к уровню конституционных и/или об их нынешнем неконституционном характере (кроме указанных выше, это касается: автоматизированного распределения дел между судьями; отбора кандидатов на должность судьи на конкурсной основе; построения судебной системы судов общей юрисдикции в Украине по принципу инстанционности).
Есть основания считать, что предложение отменить пятилетний срок назначения на должность судьи впервые имеет целью не столько деполитизацию процедуры формирования судейского корпуса, сколько расширение за счет такого изменения полномочий Президента в этой сфере и закрепления за ним исключительного права назначения и увольнения судей, говорится в анализе.
Эксперты отмечают, что предложенный законопроектом подход не решит проблему функционирования Высшего совета юстиции – он лишь внешне “европеизирует” этот орган, не изменив его принципов деятельности и большинства его нынешнего состава.
Справка. Верховная Рада 5 сентября направила в Конституционный суд президентский проект изменений к Основному Закону относительно гарантий независимости судей.
24 сентября КС обнародовал заключение, согласно которому документ не противоречит требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Оппозиция настаивает на том, чтобы в КС был направлен и ее проект изменений в Конституцию относительно независимости судей, который, в частности, предусматривает ликвидацию Конституционного суда и передачу его полномочий Верховному суду.
7 октября председатель Верховной Рады Владимир Рыбак сообщил, что 10 октября парламент рассмотрит закон о внесении изменений в Конституцию Украины относительно гарантий независимости судей.