15.02.2012, 09:57

Масленица

Ольга Кихтенко | Все новости автора

В 2012 году празднование Масленицы приходится на период с 20 по 26 февраля. Масленица - это удивительный праздник в нашей истории, когда мирно соседствуют между собой две древние и враждующие религии: языческая (почитание бога Ярилы, в честь которого и пекут круглые, как солнце, блины) и христианская вера.

 <

Церковное название Масленицы - сырная седмица. Это последняя неделя перед Великим постом, когда уже не кушают мяса, но в течение всей недели употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. В эту неделю Церковь напоминает верующим об изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего поста, однако глубина духовного смысла этой приготовительной недели постигалась далеко не всеми. Поэтому на Масленицу народ вспоминал свои языческие корни: предавался веселым забавам - катаниям на тройках, катаниям с горок, уличным гуляниям и пляскам и т.д.

Но не только обрядами и забавами знаменита Масленица. Масленица - это дни обильных угощений, когда традиционное славянское хлебосольство и гостеприимство проявлялись во всей своей широте. Одним из главных блюд всей масленичной недели являются блины (]]>сырные]]>, ]]>на сметане]]>, ]]>гречневые]]>, ]]>манные]]>, ]]>на кефире]]>, фаршированные блины: ]]>рисом и грибами]]>, ]]>со сладким творогом]]>, тушеной капустой, с морковью, мясным фаршем, повидлом, ]]>яблоками]]> и т.д.). Но кроме них обязательно пекли вергуны, пирожные, печенье, готовили разные творожные смеси, вареники. Не последнее место на праздничном столе занимала рыба.

На Масленицу было принято «есть до икоты, пить до перхоты, петь до насладу, плясать до упаду», а каждый день на этой неделе имел свое название, согласно устоявшимся традициям проведения.

В понедельник с раннего утра хозяйки начинали выпекать блины - «без блина не Масляна». Этот день назывался «Встреча» . Жители соседних деревень встречались на снежных и ледяных горках, где царили смех и веселье. Наряжали в тулуп, шапку и кушак соломенное чучело Масленицы, долго возили его в санях по улицам и к вечеру устанавливали на высоком месте за деревней.

Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было при вязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств, поэтому вторник называли «Заигрыши».

В среду теща приглашала зятя и других родственников на блины к себе в дом. Отсюда и название третьего дня Масленицы - «Лакомка». Хозяйки в этот день показывали свое кулинарное мастерство. У каждой был свой секрет приготовления блинов, который держался в строгой тайне. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Четверг назывался «Разгулом» или «Широкой Масленицей», потому что весь православный люд предавался самым разнообразным потехам и шумным пирушкам.

Пятница - «Тещины вечерки». В этот день зятья угощали блинами своих тещ и старались оказать им как можно больше почтения: принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

Суббота называлась «Золовкины посиделки». В этот день невестки приглашали к себе родственников мужа. Это был настоящий экзамен для молодых хозяек, а на стол выставлялись лучшие припасы. И на улицах в этот день было особенно многолюдно: молодежь с хохотом и визгом съезжала парами на санях с горок.

Воскресенье - последний день Масленицы - называется «Проводы» или «Прощеное воскресенье», т. к. пост должен начаться прощением людям их прегрешений. Отсюда произошел обычай православных христиан испрашивать прощения друг у друга и с той же целью ходить на могилы умерших родителей, оставляя на них блины. А при встрече кланялись друг другу и смиренно просили прощение за нанесенные обиды: «Прости меня», - просит один. «Бог простит, и я прощаю», - отвечает другой.
А вечером все собирались у Масленицы (у чучела) и, попрощавшись с ней до будущей зимы, торжественно ее сжигали, т.к. верили, что все беды унесутся прочь с искрами этого костра. Костер догорал и заканчивался веселый праздник. После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали, а наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая.

нет