Утомленные школой

Виктория Мащенко | Все новости автора
facebook tweeter live rss

Как бы мы‚ родители‚ ни относились к школьному образованию‚ 11 лет‚ проведенные ребенком за партой, исключительно важны‚ и не только с точки зрения приобретенных знаний и навыков. Это годы интенсивного роста и развития. Врачи утверждают: многие «взрослые» проблемы со здоровьем — родом из детства. А причиной тому нередко становятся чрезмерные нагрузки.

Школьные годы чудесные...<

Врачи называют несколько причин тревожной тенденции:

Сложные программы. Объем информации, который вынуждены усваивать дети, неуклонно увеличивается, но это лишь часть проблемы. Школа получила право самостоятельно выбирать схему обучения и учебники, и выбор этот не всегда удачен. Мозг растущего человека способен творчески работать пять-шесть часов в сутки. В реальности шестичасовой учебный день становится нормой уже к четвертому классу. Вместе с приготовлением домашних заданий его продолжительность может достигать десяти, а у старшеклассников — 14 часов.

Избыточные статические нагрузки. Как утверждают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, физическая активность учащихся сокращается вдвое. Несколько уроков физкультуры в неделю не компенсируют естественные возрастные потребности в движении и не способствуют полноценному развитию опорно-двигательного аппарата.

Нарушения режима дня. Младшие школьники должны спать 10–12 часов, старшие — не менее восьми часов в сутки. Однако ребенок, постоянно испытывающий недостаток свободного времени, стремится восполнить его за счет сна. Результат закономерен — недосып, поздний подъем, отказ от завтрака или перекус на бегу. Обед тоже под вопросом. Невкусная школьная еда или очередь в столовой нередко становится поводом, чтобы заменить его сладким батончиком или чипсами. И так день за днем, год за годом…

Стрессы. Не секрет, что «физикам» тяжело даются гуманитарные предметы, а «лирикам» — точные науки. Плохие отметки и завышенные требования родителей нередко приводят к психоэмоциональному перенапряжению. Равно как и конфликты с одноклассниками или учителями. Нельзя сбрасывать со счетов и так называемый стресс ограничения времени, когда ребенок хронически не успевает сделать намеченное.

Любовь и здравый смысл
Как сохранить здоровье школьника? Конечно, ему необходимы регулярные осмотры специалистов: окулиста, хирурга, невропатолога… Развитие хронического заболевания можно предотвратить, если наметившиеся отклонения выявлены вовремя. Но многое зависит и от нас, родителей.
Ставьте перед ребенком цели, которые ему по плечу. Если он не тянет программу физико-математического лицея, стоит сменить учебное заведение.
Не требуйте от школьника только хороших и отличных отметок, прощайте ошибки и неудачи — безусловная любовь и поддержка родителей дают чувство защищенности, делают растущего человека сильнее.
Не лишайте его прогулки из-за полученной двойки. Ученику начальной школы надо проводить на свежем воздухе два-три часа, подростку — полтора часа.
Следите за тем, чтобы выполнение домашних заданий не затягивалось. Ученики младших классов должны тратить на это около двух часов, учащиеся 5, 6, 7-х классов — 2-2,5 часа, а старшеклассники — не более 3,5 часа.
Проявляйте твердость в том, что касается режима дня — утреннего подъема и вечернего отхода ко сну.
Постарайтесь организовать рациональное питание.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было личное время, когда он может побыть наедине с собой.
Заметив признаки перегрузки, дайте школьнику отдохнуть — пусть он несколько дней проведет дома. Краткосрочный «отпуск» при условии выполнения домашних заданий физически, психически и эмоционально пойдет ребенку на пользу.

Психоэмоциональные перегрузки приводят не только к неврологическим проблемам. На их фоне у детей развиваются сердечно-сосудистые заболевания — артериальная гипертензия и аритмии.

теги: 
facebook tweeter live rss