05.11.2009, 21:01

Лодка – долбленка

Простейшая модель, которую можно сделать начинающему из старой скалки,— это лодка-долбленка.

Такие челны были известны еще около восьми тысяч лет тому назад. По крайней мере, именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Ферт-оф-Форт близ Перта в Шотландии. Обломки долбленого челна из двухсотлетнего дуба обнаружены и на территории нашей страны, у города Новая Ладога. Его возраст ученые определили в пять тысяч лет. Древний кораблестроитель, живший пятьдесят веков назад, проявил немало сметки: у лодки — закругленный нос для уменьшения сопротивления воды, после выдалбливания оставлены распорки между бортами для придания судну большей прочности.

Интересен способ изготовления таких челнов. Когда дерево находилось еще на корню, в нем делали продольную трещину, загоняя в нее клинья. В течение двух-трех лет клинья меняли, постепенно увеличивая их толщину, пока дерево не трескалось. Наконец дерево срубали и с помощью топора придавали ему необходимую форму снаружи. Иногда применяли и другой метод: срубленное дерево размачивали в воде, чтобы оно перестало быть слишком хрупким, и после этого обрабатывали внутри и снаружи. Позднее ствол начали выжигать огнем или раскаленными камнями, причем у некоторых народов эта технология сохранилась и поныне.

Давайте попытаемся не просто изготовить модель такого доисторического челна, но и скопировать технологические приемы древних судостроителей. Для работы понадобятся острый нож, напильник для грубой обработки поверхности, наждачная бумага, небольшая стамеска, сверло диаметром 1,5 — 2 мм, ручная дрель, электровыжигатель, а также любой нитролак, морилка для дерева или раствор марганцовокислого калия, спички, несколько соломинок, бумага, картон, коричневая нитрокраска, тонкая проволока.

Работу начинают с выбора подходящего «ствола дерева» —деревянного цилиндра длиной 250 мм и толщиной 50 мм (рис. а). Дерево должно быть сухим, без сучков и трещин. Заготовку раскалывают на две половинки (или распиливают, как удобнее), после чего на плоской поверхности раскола вычерчивают обводы будущей ладьи и намечают толщину борта, которая должна быть ре менее 3 — 4 мм (рис. б).



а — заготовка; б — разметка обводов корпуса; в — корпус после обработки снаружи; г — обработка корпуса изнутри; д — установка деталировки; е — подставка для модели; ж— развертка декоративных украшений

Ножом, напильником и наждачной бумагой обрабатывают внешние обводы корпуса — в основном носа и кормы, поскольку большая часть заготовки и так уже имеет нужную форму полуцилиндра (рис.в).

Теперь остается наиболее трудоемкая операция — долбление корпуса. Ввиду малой толщины его стенок выбирать древесину стамеской затруднительно, но здесь на помощь придут опыт и технология древних. Как и они, надо извлечь древесину путем выжигания, только вместо раскаленных камней использовать электровы жигатель (рис. г). Обугленные участки древесины без труда убираются той же стамеской, а качество работы резко повышается.

Готовый корпус обрабатывают изнутри и снаружи наждачной бумагой. Однако изнутри это делают не так тщательно. Затем корпус покрывают морилкой для дерева или опускают в крепкий раствор марганцовокислого калия. Это придаст ему цвет старого дерева. Вынутый из раствора и высушенный корпус натирают суконкой или холстинкой до блеска. Если модель рассчитана на плавание, то корпус следует, кроме того, покрыть любым водоупорным лаком или пропитать разогретой олифой.

Декоративные штевни на носу и на корме выпиливают из фанеры или тарных дощечек. Надфилем в корпусе делают равные им по ширине пропилы, куда и вклеивают штевни. Украшавшие штевни черепа животных (быков, оленей) можно сделать по развертке (рис. ж). Бычьи рога вырезают из картона, оленьи — из кусочков проволоки. Их можно спаять или склеить, обмотать нитками и окрасить в коричневый цвет.

Весла — из соломинок длиной 90 — 100 мм, лопасти весел (5×20 мм) — из окрашенного нитроэмалью картона, смазанные клеем и вставленные в расщепы. Готовые весла крепят к уключинам при помощи веревочных петель (или петель из толстых ниток), пропитанных клеем.

Подставку для модели можно сделать из второй половинки бревна и двух сучков-рогаток (рис. е). Покрытая морилкой и отлакированная, такая подставка лишь подчеркнет эстетические достоинства модели.
 

теги: