13.04.2013, 02:49

Украинскую прокуратуру могут реформировать

Недавно в Страсбурге во время консультаций высокого уровня, комментируя реформирование органов прокуратуры Украины, Генпрокурор В.Пшонка отметил, что этот процесс должен проходить с учетом национальных особенностей и правовых традиций Украины. Насколько с пониманием это восприняли европейцы, настолько не восприняли, или же восприняли поверхностно, наши СМИ.

Некоторые из них, откровенно перекручивая смысл сказанного Генпрокурором, преподнесли это так: Пшонка имел в виду не что иное, как советские традиции и правовую культуру. Другие, видимо вообще не понимая уровня дискуссии и серьезности обсуждаемого вопроса, примитивно подвели все сказанное Генпрокурором к нежеланию «особо реформировать нашу старую добрую прокуратуру». Как мне кажется, подобные комментарии говорят о дилетантстве, отражают крайне поверхностное восприятие, и не желание, не то чтобы профессионально, но хотя бы, более прилежно подойти к освещению глубоких процессов реформирования системы криминального правосудия, а также органов прокуратуры в Украине. Возможно, не все заметили, что сегодня речь идет не о косметических мерах, как это бывало у нас ранее, а об институциональных преобразованиях сферы криминальной юстиции. Поэтому, ирония здесь не уместна, а уместна широкая дискуссия и обсуждение центральных вопросов данной темы на уровне общественности, учитывая высокую степень важности для людей и для страны.
По сути, в словах Генпрокурора В.Пшонки, прозвучавших в Страсбурге о том, что при разработке нового закона о прокуратуре необходимо осмыслить свой собственный и учесть зарубежный опыт в сфере устройства и функционирования прокуратуры, нет никакого диссонанса. Более того, если внимательно посмотреть на современную европейскую правовую карту, то можно отметить, что она представляет собой многообразие типов и моделей прокуратур, а также является отражением правовых систем, социально-политических условий, национальных традиций, и особенностей правовой культуры каждого народа. А обратившись к генезису института прокуратуры в Европе, становится окончательно ясно – процесс его возникновения и создания в европейских странах непосредственно связан с формированием государственно-правовых систем на определенных этапах развития государственности. Даже появление у прокуратур стран Европы надзорной функции за соблюдением законов и органов, которые ее осуществляют, напрямую сопряжено с трудностями в социальной жизни людей, развитием государственности и правовых систем этих стран. Надзорный институт прокуратур стран Европы был вызван необходимостью того, чтоб государственный аппарат со всеми его несовершенствами не стал бесконтрольным.
Да, сегодня Европа акцентирует внимание Украины на важности соблюдения при реформировании прокуратуры базовых принципов деятельности прокуратур – стран Совета Европы. И в то же время не отрицает, что организация прокурорских органов относится к сфере компетенции каждой страны. Так, в заключительном документе одного из международных семинаров по данной проблеме, организованного СЕ, прямо указывается на то, что конституционный статус и компетенция прокуратуры могут отличаться в зависимости от страны, ее истории, правовой культуры и процесса конституционной реформы. Главным, подчеркивается в документе, является то, что институт прокуратуры обретает свое лицо в демократическом обществе, основанном на принципе разделения властей и верховенства права. Именно о таком понимании пути для Украины говорил Генпрокурор В.Пшонка в Страсбурге, комментируя процесс реформирования украинской прокуратуры. В современном глобальном мире стремление к утверждению общих стандартов прокурорской деятельности на международном уровне не означает создание единой модели или образца в целом института прокуратуры. Собственно говоря, и СЕ, руководствуясь системой международных норм рекомендательного характера о деятельности института прокуратуры, не настаивает безапелляционно на единых стандартах построения прокуратуры.
Один из главных прорывов переживаемого страной периода это то, что реформирование украинской прокуратуры не фантом, а реальность. Это, как завил В.Пшонка в Страсбурге, приоритет в рамках наших евро интеграционных устремлений. Наша реальность – это вступивший в силу, новый Уголовно-процессуальный кодекс, внедряющий в Украине самую современную модель работы прокуратуры в рамках криминального правосудия.Конечно, реформа прокурорской системы предполагает не только модернизированный УПК. Следующий шагом для нас будет выход на новый Закон о прокуратуре, а также другие нормативные акты. В данном контексте будет необходимо и совершенствование Конституции.Украина сделала свой выбор и осознанно движется по пути адаптации деятельности своей прокуратуры к международно-правовым стандартам с учетом рекомендаций СЕ, ориентированных на укрепление конституционной законности в уголовном судопроизводстве, на обеспечение надлежащего соблюдения прав и свобод участников уголовного процесса, и усиление правозащитной функции. Именно об этом со всей убежденностью говорил Генпрокурор В.Пшонка в Страсбурге.<

Теги новостей: