24.06.2011, 18:05

Без реформирования солидарная пенсионная система не справится со своими обязательствами

Пенсионная реформа стала сегодня предметом активного обсуждения на заседании Национального трехстороннего социально-экономического совета. Как известно, 16 июня проект Закона Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" было принято в первом чтении

В этой связи первый заместитель Министра социальной политики, сопредседатель НТСЕР Василий Надрага от имени Правительственной стороны призвал социальных партнеров подготовить и представить в Комитет Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов предложения для их рассмотрения при доработке законопроекта и подготовки его ко второму чтения.

С докладом о состоянии пенсионной системы Украины от Правительственной стороны выступил директор Департамента пенсионного обеспечения Минсоцполитики Николай Шамбир. Он отметил, что большинство лиц, достигших пенсионного возраста и особенно те, которые вышли на пенсию 10-15 лет назад, получают низкий размер пенсий. В частности, свыше 60% пенсионеров получают пенсии до 1 тыс. гривен. По сути, они обречены на жалкое существование. К тому же, как убеждены в Министерстве, пенсионная система сейчас социально несправедлива для большинства пенсионеров. До сих пор нет ограничения пенсий максимальным. При исчислении пенсий для некоторых высокооплачиваемых категорий пенсионеров берется заработная плата без ограничения, а не та, с которой уплачены страховые взносы.

"Украина относится к государствам с стареющим населением, что обуславливает постоянное ухудшение соотношения между гражданами трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Уже в 2014 году один работающий будет содержать одного пенсионера. Расходы на пенсионное обеспечение в 2009 году достигли 18,1% ВВП, в 2010 - 17,6%. При этом размер пенсионных взносов составляет 35%, что является одним из самых высоких показателей среди стран Европы: Венгрия - 26,5%, Франция - 24%, Чехия - 28%, Швеция - 18,9%. Такая сложная ситуация заставляет срочно приступить к реформированию пенсионной системы. Иначе украинские пенсионеры будут бедными, а солидарная пенсионная система не справится со своими обязательствами - ее состояние будет только ухудшаться ", - сказал Николай Шамбир.

Правительственная сторона считает, что на этом этапе реформирования пенсионной системы необходимо сконцентрировать усилия на заинтересованности лиц к более длительному активной жизни и стимулирования к позднему выходу на пенсию. С этой целью предлагается: увеличить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет; нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере с нынешних 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин повысить до, соответственно, 30 и 35 лет; постепенно - в течение 10 лет - уравнять пенсионный возраст женщин и мужчин, увеличивая пенсионный возраст для женщин на 6 месяцев каждый год.

Это непопулярные, но абсолютно необходимые шаги, убеждены в Минсоцполитики, как и в том, что успешное проведение пенсионной реформы невозможно без осуществления комплекса мероприятий по легализации занятости и борьбе с зарплатой "в конвертах".

По информации Николая Шамбир, отдельно сейчас прорабатываются вопросы оптимизации расходов всех фондов социального страхования и рассматривается возможность снижения нагрузки на фонд оплаты труда. Внедрение пенсионной реформы приблизит введение II уровня пенсионной системы, который повысит заинтересованность каждого лица в легальной уплате взносов и приведет к снижению уровня тенизации экономики. Вместе накопительная система пенсионного страхования позволит диверсифицировать источники получения лицом доходов в старости и привлечь дополнительные инвестиции в экономику государства. Предполагается и совершенствования механизма отсрочки выхода на пенсию, добровольного отсрочки выхода на пенсию и определенных компенсаторов.

Помимо вопросов, определенных в законопроекте, в 2011 году Минсоцполитики намерен подготовить еще и определенные изменения в законодательство. В частности, они направлены на усовершенствование порядка назначения и индексации пенсий, сокращение льгот в этой сфере, освобождение солидарной системы от несвойственных для нее расходов, постепенного перераспределения ставки взноса на пенсионное страхование от работодателя к работнику. Также прорабатываться вопрос о выплате досрочных пенсий для особых категорий профессий, связанных с вредными или особыми условиями труда, за счет внедрения корпоративных (профессиональных) пенсионных схем и совершенствование государственного регулирования и надзора в сфере накопительного пенсионного обеспечения.

"При проработке указанных вопросов необходима консолидация усилий всех сторон трехстороннего социально-экономического совета, активное сотрудничество по решению как концептуальных вопросов, так и вопросов непосредственной подготовки необходимых изменений в законодательство", - подчеркнул Николай Шамбир.
 <

 Минсоцполитики