11.08.2013, 04:19

Телескоп "Хаббл" помог астрономам разгадать тайну Магелланова потока

Владислав Воронин | Все новости автора

Астрономы при помощи снимков телескопа "Хаббл" измерили содержание тяжелых элементов в шести участках Магелланова потока. Для этого они использовали свет квазаров - очень ярких центральных областей галактик.

Поток газа, пролегающий между Магеллановыми облаками, галактиками-спутниками Млечного Пути, образовался большей частью из вещества Малого Магелланова облака два миллиарда лет назад, а затем дополнился газом Большого Магелланова облака, говорится в статье.<

"Интересно, что все остальные галактики-спутники Млечного пути лишились своего газа. Магеллановы облака смогли его удержать и все еще способны порождать новые звезды, потому что у них больше массы, чем у других спутников. Но по мере приближения к Млечному пути, его гравитация влияет на них все сильнее, к тому же они начинают соприкасаться с его галактическим гало и испытывать давление горячего газа. Этот процесс, вместе с гравитационным "перетягиванием каната" между самими Магеллановыми облаками, и приводит к образованию потока. Мы видим вещество, вытягивающееся из Магеллановых облаков по мере их приближения к Млечному пути", — пояснил один из авторов исследования Эндрю Фокс из Университета Джонcа Хопкинса в Балтиморе (США).

Астрономы под руководством Фокса при помощи снимков телескопа "Хаббл" измерили содержание тяжелых элементов в шести участках Магелланова потока. Для этого они использовали свет квазаров — очень ярких центральных областей галактик. Излучение от квазаров, проходящее через поток, позволило астрономам определить его состав по особенностям поглощения ультрафиолета молекулами газа.

В основной части потока ученые обнаружили большие объемы кислорода и серы, соответствующие их количествам в Малом Магеллановом облаке два миллиарда лет назад. Неожиданным для астрономов стало обнаружение еще большего количества серы в части потока, близкой к Большому Магелланову облаку. Астрономы предполагают, что этот участок образовался из вещества Большого Магелланова облака после основной части потока.

В конце концов, Магелланов поток вольется в галактический диск Млечного пути и станет "топливом" для рождения новых звезд, полагают ученые.