07.12.2013, 07:24

Что делать, если ты превратился в белку

Петр Владимиров | Все новости автора

Делегируем обязанности, расставляем приоритеты и учимся отказывать. Поначалу стремительная жизнь на новой работе захватывает, ощущение «все в моих руках» пьянит и подстегивает делать еще больше и бежать все быстрее.

И вот через какое-то время вы замечаете, что спите не больше 4 часов в сутки, ничего, кроме работы не видите, а ее меньше не становится. Еще немного — и отъявленный трудоголик падает с ног, сраженный какой-то болячкой. Это умный организм уже даже не просит «притормози», а сам останавливает, с силой нажимая на стоп-кран. Но до таких крайностей можно себя и не доводить. Как это сделать, нам рассказала психолог-консультант Наталья Котова.<

ЭКЗАМЕН НА ИЗНОШЕННОСТЬ. Чтобы понять, страдаете ли вы синдромом белки в колесе, хитрых тестов не требуется. Ответ «да» на каждый из нижеизложенных вопросов — штрих к беличьему портрету.

В выходные вы на работе?

Вы работаете дома в выходные и праздники?

Вы всегда готовы «решать вопросы и рабочие моменты» по телефону?

Вы ходите на работу, несмотря на болезни, и фармацевт из соседней аптеки знает о ваших болячках лучше, чем жена?

ЛИЧНОЕ КОЛЕСО. Если решите поменять жизнь, начните с распознавания собственного колеса. На листе А4 начертите круг и разделите его на части, напоминающие куски торта, каждый из которых обозначает, сколько времени вы тратите на разные сферы жизни: социальную и общественно-полезную, работу, семью и личную жизнь, самообразование, увлечения. Куски получатся разного размера и вам будет проще увидеть свои зоны ближайшего развития. Или, если вас все устраивает, честно в этом признаться. Что изменится? Появится осознанность. «Я провожу на работе 80% своего времени, потому что этого хочу и знаю, чего добиваюсь», — это одна картина. «Я живу, как белка в колесе и не знаю, что делать», — совершенно другая.

Читайте еще: Какие подарки нельзя дарить на Новый год-2014.

Если белка - босс

Чтобы выйти из замкнутого круга и, наконец, остановить колесо, нужно научиться делегировать обязанности, соблюдая простые правила.

1. Создайте в коллективе атмосферу взаимовыручки и поддержки. Мотивируйте сотрудников на работу. Если людям будет хотеться идти на работу, то и ряд новых поручений они воспримут с нормальным настроением.

2. Определите круг важных обязанностей, которые можете делать только вы. Обычно сюда входят кадровые вопросы, глобальные цели и задачи компании. Есть что-то, в чем вы мега-сильны и максимально эффективны? Этим и занимайтесь. Все остальное позвольте выполнять своим сотрудникам.

3. Делегируйте задачи, предварительно изучив своих сотрудников. Найдите для каждого что-то по вкусу — не разбрасывайтесь наугад. Все люди разные, и в каждом коллективе обязательно найдется человек, которому нравится сидеть часами над цифрами, а другому будет в радость оббежать весь город за полдня, выполняя роль курьера.

4. Не грузите людей рутиной. Дело должно быть интересным, ваша задача как руководителя — вдохновить своего сотрудника или группу на выполнение даже самой банальной задачи. Делать — не ваше дело, а вот зарядить идеей — ваше. Приемов мотивации множество, и деньги — только один из них. Всегда вначале спрашивайте у сотрудника, что он думает о новой задаче. Интересуясь мнением сотрудника, вы, во-первых, поднимете его значимость в собственных глазах, а заодно и узнаете его отношение к задачам. Возможно, для кого-то окажется пустяком то, что вам казалось сверхзадачей.

5. Не снимайте задач. Делегировав единожды, не отступайте и не возвращайте себе отданное, даже если вам кажется, что человек не справляется на 100% и вы сделали бы лучше. Учите, мотивируйте, помогайте советом, контролируйте, но оставляйте задачу в списке обязанностей сотрудника.

6. Пытаясь перетащить одеяло обязанностей на себя, каждый раз задавайте себе вопрос: «Зачем я это делаю?» и принимайте от себя только аргументированный ответ. Вариант: «Я не знаю, ну вот я такой» — повод поработать со своими установками, но не повод взваливать на себя весь груз ответственности.

Если белка - не босс

Конечно, не только большие начальники могут быть замотаны работой. Рядовой сотрудник — это даже не белка, а белка в квадрате. У которой нет не только свободного времени, но также денег и перспектив. Зато есть очень много работы и в лучшем случае иллюзия того, что впереди будет награда за праведные труды.

НАУЧИТЕ БЕЛКУ ГОВОРИТЬ. Притом одно единственное слово: «нет». Можно начинать тренироваться на дальних родственниках и не очень ценных знакомых, потом переходить на ближних и наконец научиться отказывать начальству.

ОСТАНОВИТЬСЯ. Следует взять паузу и проанализировать свои шансы на реальную карьеру. Только не лгите себе: вычисляя шанс, важно рассматривать не только свой потенциал, но и умение донести свои достижения до руководителя.

ПРИОРИТЕТ. Расставьте приоритеты. Главное — осознанность и умение опираться на свои знания о себе. Вам действительно нужна карьера в этой компании? Вы уверены, что можете достигнуть желаемого поста и уровня зарплаты тем способом, который сейчас используете? Сколько времени так протянете? И, главное, оцените потери. Если на кону семья, которая вам пока не нужна, — это одно, но если вы жертвуете близкими, задайте вопрос: «Оно того стоит?».

Источник: "Сегодня"

Автор: Юлия Юлаева

Теги новостей: