26.04.2015, 14:42

Эта трагедия унесла многих, но я не покорился, - чернобылец-ликвидатор

Настя Миловидова | Все новости автора

Милиционер три месяца пробыл в зоне отчуждения. Вернувшись домой, закаленный служебными трудностями и тяжелыми потерями друзей, стал преподавателем в милицейском училище и получил звание чемпиона Украины по борьбе самбо.

С тех пор, когда «мирный атом» вышел из-под контроля специалистов, прошло 29 лет. Трагедия пронеслась по стране, оставив непоправимые последствия: отобранные сотни человеческих жизней, искалеченные судьбы тысяч украинцев...<

В Чернобыль молодого Александра Гнатюка направили, когда он находился на срочной службе в армии.

– Хорошо помню те годы. С 1985-го по 1987 год я служил в воинской части во Львове. Не думал, что одна только ночь кардинально изменит мою жизнь. Нас подняли по тревоге. Был приказ: срочно отправлять солдат в Чернобыль. Командиры давали сухие привазы, никто не объяснял, куда и зачем едем. Уже потом узнали, что на Чернобыльской АЭС произошла авария, но какими последствиями она угрожает, никто и представить себе не мог, – вспоминает пенсионер ОВД.

За три дня в Киеве солдаты прошли медицинский осмотр, после этого их группами отправляли в 30-километровую зону. Первые впечатления от увиденного до сих пор перед глазами:

– Было жутко смотреть на заброшенные села, в которых недавно кипела жизнь. Казалось, хозяева оставили дома минуту назад, надеясь вскоре вернуться. Вся мебель, вещи, скот остались на своих местах. Покидая дома, люди забирали только самое необходимое – документы, деньги, ценности.

Работая в зоне бедствия, молодые солдаты эвакуировали людей, которые еще не успели или отказывались покидать свои дома в Чернобыле и Припяти, а также в прилегающих к ним селах.

– Руководство штаба поставило конкретную задачу: не допустить хищения и вывоз зараженных радиацией вещей из зоны отчуждения. Мы отдельными группами патрулировали населенные пункты. Поскольку территории были огромные, передвигались на БТРе. Проверяли, не сорваны ли замки с домов, опечатывали жилые дома, квартиры и подъезды. Помню, как ехали между домами в частном секторе Чернобыля. Мое внимание привлекли полуоткрытые ярко красные ворота гаража и свежие следы от протекторов автомобиля. Однако из этого жилого сектора города давно эвакуировали людей. Подойдя ближе, заметил, что замок двери гаража сорван, машины не было, поэтому понял, что здесь побывали мародеры, которые, вероятно, похитили автомобиль. По радиостанции передал информацию в штаб. И действительно: на выезде из оцепленной зоны в направлении столицы были задержаны злоумышленники, которые передвигались на похищенном автомобиле «ВАЗ 2106».

В опасной зоне милиционер пробыл до конца июля:

– Тогда не было страшно. Радиация – невидима, и последствия поражения проявлялись впоследствии. Откровенно говоря, мы были молодыми, несколько легкомысленными, поэтому думали, что все пройдет безследно. Многие мои сослуживцы средствами защиты пренебрегали, поскольку тяжело круглосуточно быть в противогазах и респираторах.

Уже потом, во время обследования, выяснилось, что те, кто надевал защитные маски, меньше были поражены радиоактивной пылью.

– Помню: когда возвращались во Львов, снова проходили медицинский осмотр. Нам назначали много обследований, приписывали по горсти лекарств. Кого сразу госпитализировали: некоторые из них вернулся в часть, другие – нет, – рассказывает Александр Гнатюк.

Вернувшись из радиоактивной зоны, юноша понял: жизнь приобрела темные оттенки, горечь со специфическим привкусом атома, но надо было идти дальше. Поэтому после окончания срочной службы Александр сразу поступил в педагогический институт имени Леси Украинский в Луцке на факультет физического воспитания:

– Получив диплом, решил вступить ряды ОВД. Начинал свой путь с участкового инспектора милиции. Долгое время работал преподавателем Волынского училища профессиональной подготовки работников милиции, а затем занимал должность заместителя начальника училища по строевой части. Работал над собой, полностью посвятил себя службе, тренировал курсантов – учил их навыкам рукопашного боя.

Александр Гнатюк – чемпион Украины, мастер спорта по борьбе самбо. Награжден многими ведомственными медалями и грамотами.

На заслуженный отдых подполковник милиции ушел с должности заместителя начальника Киверцивского райотдела милиции. Оглядываясь на пройденный путь, Александр Мефодьевич утверждает: участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской станции не прошло незаметно. Ведь память о трагедии навеки пронзили воспоминания о зоне опустошения со зловещей тишиной, о тех, кого забрал невидимый атом...

Поэтому каждый год 26 апреля Александр Гнатюк вместе с правоохранителями-ликвидаторами на Чернобыльской АЭС собираются вместе, чтобы почтить память тех, которых уже нет, и поделиться воспоминаниями, которые навсегда остались в их душах и сердцах.

 

 

Теги новостей: